Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Путилина Светлана Константиновна

02.09.2025 12:47

Александр Васильевич Суворов — выпускник загорского интерната для слепоглухих, окончил факультет психологии МГУ, учился у известных ученых А. И. Мещерякова и Э. В. Ильенкова и дружил с ними, позже получил звание профессора психологии, работал в МГППУ. Из-за невозможности серьезной научной работы (часть необходимых книг не были напечатаны шрифтом Брайля) предпочел практическую работу с детьми после окончания вуза, много занимался интеграцией слепоглухих детей в общество, а также глубоко теоретически осмыслил эту работу.

Нам кажется, книга профессора — "Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих" — имеет общечеловеческое значение. Проблемы, которые он поднимает там, важны для всех, а не только для слепоглухих и их семей. Рассмотрим некоторые из них.

Тема самостоятельности актуальна для многих. Автор пишет, как важно не делать все за ребенка, а делать вместе с ним, при этом постепенно передавая ребенку некоторые операции. Важно чутко присматриваться к нему, и, заметив малейшую инициативу, поддерживать её, и тут же гасить свою излишнюю активность, что не просто. Надо всё делать в медленном темпе, подстраиваясь под темп ребенка. Только так можно добиться, чтобы слепоглухой малыш научился простейшим навыкам самообслуживания. Далее важно выстроить режим дня, где в конце каждого занятия начинается подготовка к следующему (например, после завтрака готовимся к прогулке). И только после периода жёсткого режима дня ребенок способен научиться сам выбирать себе занятия.

Что еще важно знать родителям?

Принцип соревновательности ребенку надо применять только по отношению к самому себе: сегодня я умею уже больше, чем месяц назад. Ни в коем случае нельзя сравнивать с другими детьми и ставить их в пример. Возможно, уже на высоком этапе развития своих умений и навыков ребенок сам захочет сравнить себя с другими и посоревноваться, и тогда это пойдет ему на пользу, но не раньше.

Многие родители особых детей немало заботятся о питании и гигиене ребенка, но не менее важно и питание для души: необходимо заботиться об удовлетворении потребностей ребенка в чтении, общении со сверстниками, увлечениях.

Здесь мы подошли к важной для любого человека с инвалидностью (а порой и без неё) теме одиночества. Как же родителю организовать общение слепоглухого ребенка со зрячеслышащими ровесниками? Одна из возможностей — отправить его в летние лагеря, направленные на развитие общения особых детей с обычными, которые проводит Детский орден милосердия и другие организации. Там, как пишет Александр Васильевич, создается человечная среда, в которой в принципе невозможна травля и унижение. Описан опыт интеграции слепоглухих детей в общество зрячеслышащих в детском лагере "Салют". Автор писал в своей стенгазете обращения обычным детям, где подробно объяснял особенности общения со слепоглухими. В лагере всегда много различной активности: хозяйственные дела, кружки, различные мероприятия и концерты, которые рассчитаны как на особых детей, так и на обычных. Кроме этого, происходило неформальное общение, дети учили дактильный язык (его можно выучить за 2 дня), а потом совершенствовали его в реальном общении со слепоглухими ребятами.

Еще важно сказать, что сам Александр Васильевич в течение всей жизни чувствовал недостаток общения. В детстве, в интернате для слепоглухих в Бишкеке, он пережил травлю, был изгоем в детском коллективе. Тогда он "ушел" в мир чтения, творчества, фантазии. В загорском интернате ситуация поменялась: там он нашел настоящее общение. Там и позже он встретился и подружился со своими учителями: удивительными, духовно богатыми людьми, которые щедро делились с ним своим научным и жизненным опытом. Лучшим другом всегда была мама, а также в горном походе нашему герою повезло встретить своего названного сына — Олега. Потребность автора в общении реализовывалась и в общении с детьми. Автор считает, что лучше развивать свой богатый внутренний мир, стать по-настоящему интересным пусть небольшому количеству собеседников, общаться с ними на равных, чем навязываться людям, чтобы с тобой общались из ложной благотворительности, свысока.

Я посмотрела последний фильм про Александра Васильевича, присланный мне в сети "В Контакте" его названным сыном, Олегом Гуровым, и увидела, как профессор знакомится с новым человеком (корреспонденткой, которая сняла этот фильм для современной молодежи), слушает любимую музыку в мощных наушниках, оборудованных специальным устройством, как он говорит (речь звучит несколько необычно на первый взгляд, но, привыкнув, все понимаешь). К сожалению, к концу жизни (а умер он в 2024 году) болезнь усадила автора в инвалидную коляску (у него было наследственное заболевание, из-за которого в детстве Александр Васильевич ослеп и оглох, а с возрастом усилились головокружения и проблемы с вестибулярным аппаратом), хотя ранее он передвигался по всей Москве самостоятельно, несмотря на слепоглухоту. Мама научила его не стесняться и обращаться к незнакомым людям за помощью. В фильме мы можем увидеть таблички с просьбами, которые показывал автор прохожим: помочь ему сесть на нужный автобус, выйти на своей остановке, а если человек не может, то пусть попросит другого. Мне понравился принцип, которым руководствовался Александр Васильевич: "Не класть все яйца в одну корзину". Это значит, надо просить о помощи не одного человека, а многих, чтобы им было не в тягость оказать небольшую услугу.

О чем еще из прочитанного хочется упомянуть?

Александр Васильевич говорит, что он впитал мировоззрение своего учителя, Э. В. Ильенкова, т. к. оно оказалось ему очень близко. Многие важные для всех проблемы автор глубоко, философски осмысливает. Например, рассуждая о таланте, он протестует против столь распространенного мнения об "избирательности таланта": якобы, примерно 20% общества талантливы. На самом деле (и в этом с нам солидарна директор школы для одаренных детей, В. С. Юркевич) талантлив каждый без исключения; родители могут помочь создать подходящие условия для развития талантов, а сам человек должен для этого немало потрудиться, особенно став взрослым и самостоятельным.

Ещё нам близки идеи Александра Васильевича о саморазвитии личности, взаимном уважении, сотрудничестве из позиции "на равных" учителя и ученика, о том, что не надо пытаться "осчастливить" окружающих своими "истинами в последней инстанции", читать нотации (к чему периодически бывает "зуд" у каждого, не исключая самого автора), а надо воспитывать (от слова "питать") образом жизни, то есть искать совместное занятие, доступное и интересное как взрослому, так и ребенку.

Очень интересна глава о том, что слепоглухие дети пропускают важнейший этап развития устной речи: слишком рано их учат дактилологии — аналогу письменной речи (каждой букве соответствует свой жест), а этап словотворчества, игры словом и звуком (этап "экикик" по Чуковскому), пропускают. Автор мечтает, чтобы, подобно тому, как случилась революция в чтении слепоглухих, когда изобрели алфавит Брайля, произошла бы такая же революция в развитии устной речи слепоглухого малыша благодаря изобретению общения … возможно, с помощью вибраций! Видимо, приборы, воспринимающие и передающие вибрацию, надо будет надеть на обоих участников общения.

Благодаря огромному опыту тактильного общения Александр Васильевич по рукам узнавал многое о человеке: от настроения до черт характера. Например, о корреспондентке в фильме он сказал, что она обладает чувством юмора и не боится ориентироваться в нестандартных ситуациях. Весьма интересны и критерии, по которым автор, по заданию своих учителей, классифицировал людей. Нередко он получал обвинения в эгоизме, так как много говорил о себе, а о других спрашивал мало. На самом деле происходило это из боязни "влезть в душу", профессор надеялся на ответную откровенность. Он очень любил детей и много времени посвятил общению и работе с ними. Им было "разрешено" многое, так как часто дети добры, искренни, открыты, любознательны. Со взрослыми автор нередко был более "колючим" и осторожным, т. к. нередко натыкался на разное, подчас неуважительное и покровительственное отношение, что весьма неприятно. Диссертация автора посвящена теме взаимной человечности, что подразумевает под собой взаимопомощь. Конечно, слепоглухой не сможет прожить без помощи окружающих, но автор подчеркивает, что и человек с инвалидностью тоже может быть не менее полезен. В детских лагерях общения он сам являлся для многих "ходячей энциклопедией", люди шли к нему за советом на самые разнообразные темы.

Далеко не все прочитанное мы описали. Просим вас взять в руки эту замечательную книгу и выбрать в содержании именно ту главу, которая заинтересует вас больше всего: ведь каждая из них может служить самостоятельным произведением.

В заключение позволим себе процитировать автора: "Мне думается…, что диалектическая сущность мотива — в вынужденной добровольности. Мотив — это потребность личности в той или иной деятельности, в процессе которой могут быть решены те или иные проблемы, действительно вставшие перед личностью, поставленные жизнью, а не подсунутые как нарочно для её, жизни, усложнения. Взрослый должен быть в глазах ребенка не источником ненужных осложнений, а помощником в решении всё новых и новых проблем, возникающих в самом процессе жизни в обществе, жизни с людьми. Иначе говоря, ребенок сам должен почувствовать невозможность не учиться, невозможность не учитывать в своем поведении интересы других людей. Он должен почувствовать, прочувствовать все эти невозможности, а не просто узнавать от красноречивых взрослых, что ему зачем-то надо становиться каким-то не таким, какой он есть."

Литература:

1. Суворов, А. В. Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих / А. В. Суворов. — М: Эксмо, 2018. — 512 с. : ил. — (Психология. Мир особенных людей).

2. Стал профессором после эксперимента советских ученых : Изображение (подвижное ; двухмерное) : электронное // Коллектив : [страница ВКонтакте]. — 28 августа 2025. — URL: https://vk.com/im/convo/228681?entrypoint=list_all&z=video-193517678_456239083%2F3a9cf64b1f049fb922. — (дата обращения: 28.08.2025).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/269.html