Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Путилина Светлана Константиновна

30.01.2024 20:15

В психотерапии происходила смена психотерапевтических упований, последнее из них: категория переживания. В синергийной психотерапии (которая находится на стадии проектирования) таким упованием должна стать молитва. Синергийная психотерапия включает в себя православную традицию (это её сердце), современную психотерапию, научную психологическую традицию, эклектичную культуру психической деятельности современного человека.

Задача данной работы: изучить переживание и молитву (рассмотрим только психологическую её сторону) на нейтральной полосе общей психологии. У человека есть три ответа на ситуацию беды: деятельность, переживание и молитва. Эти категории самобытны, но вступают в отношения друг с другом, которые влияют на каждую из них.

Молитва рождается в экстремальных точках переживания. Рассмотрим влияние молитвы на переживания при 3-х различных фокусировках молитвы: на обстоятельствах, процессе переживания и личности.

1. Фокусировка молитвы на переживаемых обстоятельствах. Человек взывает к Богу о вмешательстве в сами предметные обстоятельства, породившие переживание. Благодаря молитве нормализуется душевное состояние человека.

2. Фокусировка молитвы на процессе переживания. В процессе переживания можно различить 3 слоя: а) план испытывания (проживания); б) план выражения; в) план осмысления душевных состояний и всей ситуации. Рассмотрим фокусировку молитвы на каждом из них более подробно.

А) План испытывания (непосредственного переживания). Если наши переживания включены в молитву как предмет обращения к Богу, то происходит их "о-предмечивание" и "о-своение", в результате чего личность получает возможность дистанцироваться от данного состояния.

Б) План выражения. Выражение чувств становится проблемой в ситуациях, когда человек хочет, но не может сдержать то или другое проявление; или наоборот хочет, но не может выразить состояние в силу тех или иных причин. Молитва помогает выразить любой аффект, дает ему полностью развиться и выйти (в итоге преобразившись).

Термин «переживание» двойственен. Есть «переживание-работа», а есть «переживание-испытывание», причем первое первично! Переживание нужно нам потому, что не все мотивы деятельности (жизненные отношения) реализуются в жизни. В кризисных ситуациях переживание становится самостоятельной деятельностью.

Что нам дают готовые молитвословия (средства выразительности)? Мы осваиваем язык культуры переживания и внутренней жизни, иногда обнаруживаем новые предметы желаний, засеиваем новые состояния. Благодаря молитве происходит встреча с Богом и святыми, можно испытать их сострадание и любовь. Переживание находит выражение не только в индивидуальных, но и в общественных формах молитвы. Культ вбирает переживание, собирает и возносит.

Переживание диалогично. Чтобы обращенность переживания к Богу осуществилась, надо открыть Ему свое сердце. Этому есть два препятствия: поэтическая трудность (надо поэтически постичь и выразить свое переживание); необходимость преодолеть страх откровенности (нужно мужество и доверие к Богу, чтобы предстать перед ним без прикрас и оправданий). В молитвенной практике свобода (ликующая радость немыслимых возможностей) — драгоценный дар Бога (личный и возобновляемый). В молитве переживание преображается, иногда радикально меняется.

Есть следующие измерения переживания: внутреннее — внешнее, поверхностное — глубинное. В молитве измерение смысловой глубины становится главным. Она создает условия для превращения переживания в хорошее, творческое, продуктивное. Подлинное открытие переживания в молитве ведет не только к душевному облегчению, но и к духовному освобождению и вдохновению на перемены.

Всякое переживание кому-то адресовано. Рассказ о переживании, а также характеристики адресата (вовлеченность – невовлеченность; зависимость – независимость слушателя от говорящего; этическая объективность; эмоциональная отзывчивость; принятие) влияют на само переживание. При молитвенной адресованности характеристики адресата молитвы влияют на переживание, оказывая глубинное воздействие на душевный фундамент работы переживания, укрепляя общее чувство надежды, мужества, доверчивости, веры в себя.

Прошение — кульминация молитвы. Важно «правильно» просить. В «психологическом организме» просьбы соединяются в смысловом единстве надежда и доверие, смирение и достоинство, честность и самопознание, уважение и вера, внутренняя необходимость и свобода. Стоит одному из этих органов просьбы выйти из строя, как она превращается в свою противоположность. В ответ на просьбу происходит чудо благодатного возрождения, «со-бытие» с Богом, встреча (нужда оказывается лишь поводом для неё).

В) План осмысления.

Иногда доминантой переживания становятся процессы поиска смысла.

Переживание есть деятельность личности, она активно участвует в нем, и с этим согласно общество. Важно не дать процессам переживания сойти с личностной орбиты. Отношение личности к переживанию, его оценка — это и есть план осмысления.

Сначала идет акт предложения — мы предлагаем Богу свое тяжелое душевное состояние. Здесь актуализуются четыре феноменологических фигуры: я, ты, душевное состояние, отношение у душевному состоянию. Далее наступает фаза вопрошания о смысле, человек удерживает это подвопросное состояние, духовную открытость и ожидание ответа. Потом идет фаза замирания – прислушивания. Главная ее задача — сохранение внутренней тишины для того, чтобы различить Божий ответ. И в итоге — фаза принятия ответа. О принятии следует говорить в трех значениях: 1) «получить» — расслышать ответ; 2) понять, ассимилировать содержание ответа; 3) согласиться, сказать ответу «да».

Каковы признаки того, что ответ получен? А) Явная связь события с молитвенным вопрошанием. Б) Особое переживание душевного покоя, утешенности, и т. п. — благодатное состояние. В) Психологическая невыводимость из ситуации вопрошания, ответ удивляет. Если ответ не получен, человек может снова вернуться к молитве.

Ответ превышает вопрос, а потому преобразует личность. В итоге человек обретает смысл.

Рассмотрим акт вникания, который пронизывает все фазы молитвы. Акт вникания — стремление вникнуть в смысл душевного состояния и назвать его. Это внутренний диалог, вопрошание себя (он кардинально отличается от самокопания). Когда смысл дан, его нужно символизировать. Роль акта вникания в переживании — удерживание подлинного отношения реальное/идеальное (если реальность невыносима, бегство от смысла может реализоваться двумя стратегиями — невротизмом и цинизмом, но их победы эфемерны). Для выражения переживания в молитве есть следующие препятствия: 1) нечувствие, онемение души; 2) погружение сознания в эмоциональную стихию.

Каково влияние молитвы на вникание и процессы плана осмысления в целом? Во-первых, молитва придает волевой импульс вниканию. Во-вторых, создает диалогическую атмосферу. Божий взгляд ищет истину души, но он милосерден, готов прощать и исцелять. Божья вера в человека позволяет дойти в акте вникания до такой правды, которую он без этого не смог бы вынести. В-третьих, помещает вникание в полноценную символическую среду, где его возможности многократно возрастают и обогащаются. На примере вины и греха в книге показано, как могут отличаться «символические среды» в близких по видимости случаях переживания (продуктивно второе).

Молитва вводит в обогащенную символическую среду, которая дает акту вникания все, что способно развить его мастерство «наблюдения за собой». От вникания зависит, соединятся ли молитва и переживание в единый организм.

3. Фокусировка молитвы на личности.

В акте обращения очень важна сосредоточенность на том, к кому мы обращаемся. Далее мы называем себя. Имя — ядро личности. Оно утверждает наше существование. Очень важны наши ценности и мотивы. Благодаря им личность также идентифицирует себя и фиксирует произошедшую с ней в ходе переживания метаморфозу, либо удостоверенную самотождественность. Та ценность, которая стоит за желанием (очищенный смысл) — язык разговора с Богом. Молитва способна радикально изменить и восприятие мотивов, и воздействие на них.

Благодаря всему вышеизложенному создаются условия для покаянной терапии мотивов. Человеку важно отказаться от упования на себя, попросить Бога попалить то, чему сказано «нет», укрепить то, чему сказано «да». Цель покаяния — жажда правды и стремление к встрече.

Личность, получив молитвенный опыт, обретает свой образ, отличающийся от такового вне молитвы. Происходит исцеление. Человек на дне смирения, благодаря милосердию и любви Божьей, обретает сильнейшее подтверждение своего существования и достоинства.

Устроят ли результаты данного исследования, проведенного в рамках общей психологии, «заказчика» (синергийную психотерапию)? Особые черты синергийной психотерапии (она является «примыкающей стратегией» и «психотехнической» дисциплиной) требуют, чтобы полученное знание прошло процедуру методологического контроля. Наше исследование не закончено, поскольку мы отвлеклись от культуры и общества. Поэтому дальнейшие линии исследования — это молитвенная культура и участность. Другой прежде всего интересует нас как сопереживающий сомолитвенник.

На основе примеров мы выделили 2 типа утешения: духовно-нормативное и духовно-участливое, продуктивно из них второе. Духовно-участливое утешение сострадательно, оно погружается в переживание, а затем воздвигает духовную лестницу от переживания к молитве. С помощью метафор наметим следующие форма сочетания переживания и молитвы («Параллель», «Поземка», «Конфликт», «Организм»).

В заключение также напишем, что на нынешнем этапе развития мировой психотерапии ключевой принцип заключается в сознательном философском самоопределении психотерапевтических школ по отношению к религии. По К. Ясперсу религия (или ее отсутствие) определяет цели психотерапевтического воздействия. Процесс такого самоопределения уже интенсивно идет в зарубежной психотерапии, приобретая разнообразные формы, от резкого отвержения религиозного сознания и церковных институтов, до некритических форм слияния и ложных взаимоподмен. Отечественная наука способна внести в этот процесс принципиальный вклад, но лишь при условии вовлечения как наших культурных, духовных, философских традиций, так и традиций научно-психологических.

-----------------------------------

Книга доступна в читальном зале МГППУ на Сретенке:

Василюк Ф.Е. Переживание и молитва : опыт общепсихологического исследования / Ф.Е. Василюк. – Москва : Смысл, 2005. – 191 с.

-----------------------------------

Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/261.html