Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

23.05.2023 17:13

Приветствую вас, дорогие читатели!

Тема стресса близка каждому, поэтому сегодня я решил познакомить вас с посвященной этому феномену работой, авторами которой являются в том числе исследователи из нашего вуза: Stress and Individual Development [2] (перевод статьи «Стресс и индивидуальное развитие» [1]). Посетители библиотеки могут получить доступ к публикации на английском языке в журнале Neuroscience and Behavioral Physiology издательства Springer с компьютеров в читальных залах — оригинальная статья на русском языке доступна на сайте «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» для зарегистрированных пользователей.

В работе представлены данные, полученные ранее как самими авторами, так и другими исследователями. Теоретическая основа базируется, с одной стороны, на представлениях Г. Селье о стрессе как о неспецифическом адаптационном синдроме, а с другой — на введенном П. К. Анохиным понятии функциональных систем (ФС). В соответствии с этим, потребность в адаптации к новым условиям приводит к изменениям в структуре опыта, а по характеру этих изменений можно, собственно, судить об адаптации. Авторы описывают эти преобразования в терминах дифференциации — усложнении структур опыта, и дедифференциации — их упрощении, возврату к предыдущим ФС, относительно которых появляется возможность в дальнейшем выстроить новые формы поведения. Таким образом, «стресс является временной, обратимой дедифференциацией» [1, с. 439; 2, p. 48].

В частности, в статье рассматривается влияние стресса на моральные суждения взрослого по отношению к «чужому». Испытуемым предъявлялась конфликтная ситуация, в которой им необходимо было выбрать ту или иную сторону: борьба за некий ресурс, необходимый для выживания «чужим» (инопланетянам, животным), но не необходимый, а только полезный для «своих» (людей). Экспериментальная группа, предварительно подвергнутая стрессовому воздействию в виде компьютерной игры «с демотивирующей обратной связью» [1, с. 439; 2, p. 49], значимо чаще вставала на сторону «агрессора» и давала более разнообразные оценки его действий, чем контрольная группа, до этого игравшая в игру «с адекватной обратной связью» [там же] и почти всегда поддерживающая «жертву», была более категорична в своих суждениях. Также на основе показателей вариабельности сердечного ритма в контрольной группе была выделена подгруппа «ситуационного стресса», занявшая промежуточное положение.

Эти результаты, отмечают авторы, сходны с поведением в той же ситуации детей в возрасте от 3 до 9 лет, у которых эффекты аутгрупповой дискриминации и ингруппового фаворитизма преобладают над понятием справедливости, и 10—11-летних, чье моральное чувство берет верх на феноменами межгруппового взаимодействия, — без стресса единственным фактором является возраст, иначе происходит регресс к прошлым стадиям развития, то есть наблюдается дедифференциация. При этом, так как ФС взрослых несут отпечаток всего опыта, их поведение уподобляется детскому не полностью: дети в любой ситуации склонны давать экстремальные оценки значимо чаще средних, а также у них иное, некритичное восприятие «агрессора», в отличие от взрослых, сохраняющий негативное отношение к несправедливости в целом, но находящих обоснование отрицательным, на их взгляд, действиям, что смягчает итоговую оценку и делает ее неоднозначной.

Наряду с острым стрессом в работе описаны особенности хронического стресса, в том числе на примере исследований хронических заболеваний и болевых синдромов. С одной стороны, при хроническом стрессе возникают новые адаптации к нему самому, что нивелирует часть негативных эффектов, поэтому и люди, и животные во многих экспериментах показывают отсутствие различий между контрольной и находящейся в состоянии длительного (или хронического) стресса группами при выявленной разнице с группой острого (или краткосрочного) стресса. С другой стороны, по отдельным показателям различия наблюдаются у всех трех групп. Например, острое воздействие в краткосрочной перспективе приводит как к лучшему запоминанию новой информации, так и к лучшему воспроизведению ранее выученных навыков, в то время как длительное воздействие оказывает общее угнетающее влияние на память. Наибольшую же опасность представляют острый стресс высокой интенсивности и хронический стресс затяжной длительности ввиду того, что задействованные при нейрорегуляции гормоны в зависимости от условий могут оказывать как защитное, так и токсическое воздействие на клетки нервной системы.

Наконец, авторы описывают различные маркеры стресса. Это могут быть поведенческие, такие как эпизоды избегания у крыс при изучении стресса на животных моделях: прыжки, замирание, вставание на задние лапы; физиологические: снижение энтропии вариабельности сердечного ритма или активация «симпатоадреналового, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикального и эндогенного опиоидного» каскадов [1, с. 444; 2, p. 52]; молекулярные: повышение «экспрессии нейротрофического фактора роста» [1, с. 441; 2, p. 50] и усиление выработки медиаторов нейровоспаления; и другие.

На этом наше знакомство с исследованием стресса подходит к концу. Я, как обычно, смог осветить лишь отдельные аспекты обозреваемой работы, поэтому призываю всех заинтересовавшихся ознакомиться с первоисточником. Также давайте поделимся в комментариях собственными переживаниями, связанными со стрессом: например, способы его опознания или копинга.

    Литература:
  1. Стресс и индивидуальное развитие / Ю. И. Александров, А. И. Булава, А. В. Бахчина [и др.] // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2022. — Т. 72, № 4. — С. 437—456. — DOI 10.31857/S0044467722040037.
  2. Stress and Individual Development / Yu. I. Alexandrov, A. I. Bulava, A. V. Bakhchina [et al.] // Neuroscience and Behavioral Physiology. — 2023. — Vol. 53, № 1. — P. 47—60. — DOI 10.1007/s11055-023-01390-z.

  • Евгения Р. 07.06.2023 12:41
    Какая многогранная статья! А кто из МГППУ в соавторах?
    По поводу поведения при стрессе. Не знаю, существуют ли на самом деле люди, которые сдерживаются и скрывают стресс, мне кажется, агрессия все равно проявится - не в коллективе, так в семье.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
    • Николай 09.06.2023 14:25
      Евгения, в статье Александров Ю. И., Гаврилов В. В. и Русак И. И. аффилированы в том числе с Лабораторией нейрокогнитивных исследований индивидуального опыта института экспериментальной психологии МГППУ
      СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Путилина Светлана Константиновна 09.06.2023 14:19
    Меня интересует то, как не допустить стресса. Мне кажется, наше отношение к ситуации играет большую роль, какой бы сложной она ни была. Лучше всего на начальных стадиях возникновения стресса понять, что происходит что-то не то, и если мы не можем поменять ситуацию, то поменять свое отношение к ней. Также творчество может быть хорошим способом избавиться от негативных эмоций.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
    • Николай 09.06.2023 15:23
      Светлана Константиновна, в соответствии с подходом, описанном в статье, стресс адаптационный синдром, неспецифическая реакция на новые условия, поэтому он будет возникать всякий раз, когда у нас нет готовой адаптации к чему-либо, так что не допустить его нельзя. Он непроизволен и помогает нам понять, что произошли изменения как вокруг, так и внутри нас, на которые стоит обратить внимание. В каком-то смысле стресс подобен сигнализации: он не разбирает, представляет ли ситуация реальную угрозу или это «ложная тревога», — его дело предупредить и подготовить организм к любым последствиям.

      Другой вопрос, что эта реакция может быть избыточной или более продолжительной, чем способен выдержать организм без вреда для себя, поэтому Г. Селье также выделял эустресс (положительное восприятие человеком стресса) и дистресс (отрицательное). Вот как раз с последним справиться можно с помощью совладающего (преодолевающего) поведения (оно же копинг (англ. coping), копинг-поведение, копинг-стратегии или стратегии преодоления стресса (совладания со стрессом)), к которому относят в том числе названные вами изменение отношения к ситуации или творческую самореализацию. Более подробно ознакомится с интересующей Вас темой вы можете в нашей библиотеке: Одинцова М. А. Психология жизнестойкости: Учебное пособие. — М.: Издательство «ФЛИНТА» : Издательство «Наука», 2015. — 293 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=181137.
      СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Путилина Светлана Константиновна 09.06.2023 15:26
    Спасибо, интересно, посмотрю книгу
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/259.html