Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

15.12.2020 09:04

В самом начале этого десятилетия, в 2011 году, увидела свет одна из самых известных и резонансных книг канадского психолога и популяризатора науки Стивена Пинкера: The Better Angels of Our Nature: The Decline of Violence in History and Its Causes. В завершении декады издательство «Альпина нон-фикшн» радует российского читателя ее переводом: «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше»; представленном на проходящей в этом году в дистанционном формате международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№. Наконец-то я получил свой экземпляр и хочу немного рассказать вам, что же в этом произведении так взбудоражило мировую общественность и почему на него стоит обратить внимание.


Обложка книги [1]

В отличие от предшествующих ей работ Пинкера, посвященных когнитивной психологии и психолингвистике, «Лучшее в нас» носит междисциплинарный характер. Книга будет интересна в первую очередь специалистам гуманитарной направленности (социологам, психологам, историкам, философам и др.); но просветительская манера подачи материала делает ее доступной широкому кругу читателей, несмотря на обилие приводимых графиков и статистических данных. Основной тезис произведения сформулирован в названии — существует глобальный долгий тренд на снижение насилия. Автор утверждает, что период после Второй мировой войны, названный Дж. Глэддисом «долгим миром» (long peace), не погрешность, а закономерный шаг на пути к кантовскому вечному миру.

Пинкер выделяет факторы [2], как способствующие продолжению описываемой тенденции, так и препятствующие ей.

Объективными условиями пацификации Пинкер называет следующие «исторические силы»:

  • Левиафан Т. Гоббса — централизованное государство с монополией на легитимное насилие, снижающее количество актов агрессии между гражданами и частоту военных конфликтов (но усиливающее интенсивность последних);
  • мирная торговля — индустриализация и разделения труда привели к тому, что богатство стран теперь измеряется не только в земле, товарах и полезных ископаемых, но в институтах, инфраструктуре и знаниях, которые нельзя захватить силой; условный противник превращается в делового партнера, от которого больше пользы живым;
  • феминизация — все нарастающая включенность женщин в экономические, политические и общественные процессы, влекущая за собой учет их интересов и трансформацию ценностей в сторону большего миролюбия;
  • расширяющийся круг сочувствия — космополитизм или «глобальная деревня», возникшие вследствие роста грамотности, урбанизации, мобильности и доступности средств массовой информации, приводят к тому, что мы все больше понимаем и принимаем людей, непохожих на нас; становится сложнее обесчеловечить другого;
  • эскалатор разума — схож с предыдущей силой по своему происхождению, но отличается по проявлению: можно сказать, что расширяющийся круг — это эмоциональный аспект всеобщего просвещения, а эскалатор разума — когнитивный; его суть заключается в принятии гуманистической системы ценностей и осознанию бессмысленности и убыточности насилия.

Однако историческое развитие происходит вопреки нашим «внутренним демонам» — факторам, провоцирующим человека на насилие. Пинкер не соглашается с концепцией единой потребности в агрессии, выдвигая вместо этого следующую модель:

  • хищничество — инструментальное, практическое насилие: рассмотрение человека как средство достижения цели без побуждений гнева или ненависти;
  • доминирование — стремление к превосходству ради самого превосходства: может возникать как на межличностном уровне, так и в малых и больших группах, а также между ними; автор рассматривает его как борьбу за информацию, своеобразный гандикап, рудимент иерархии;
  • месть — старое, как мир, «око за око», специфическая форма реакции на фрустрацию, ассоциируемая с низкой эмпатией;
  • садизм — «намеренное причинение боли без всякой другой цели, лишь ради того, чтобы наслаждаться чужими страданиями» [2, с. 681], которое может проявляться в инструментальном насилие (пытки), стремлении сдерживать агрессию окружающих посредством угрозы уголовным или религиозным наказанием, желании развлечься (римский Колизей), реакции на чрезмерный стресс (перенаправленная паника) или быть следствием расстройства личности;
  • идеология — система убеждений, позволяющая совершать ради высшего блага любые преступления.

В авторской терминологии «внутренним демонам» противостоят четыре «добрых ангела» (better angels), делающие исторический прогресс возможным:

  • эмпатия — сочувствие, сострадание, альтруистическая забота о других, в основе которой лежат механизмы проекции, принятия перспективы [другого] и эмоционального заражения;
  • самоконтроль — функция лобных долей головного мозга, операционализированная обществом;
  • мораль и табу — «сумасшедший ангел», «обоюдоострое» нравственное чувство, регулирующее общественные и межличностные отношения, способно как снижать уровень насилия (при корректной работе прочих «добрых» механизмов), так и повышать его (если в обществе превалирует влияние «внутренних демонов»);
  • разум — автор не соглашается с мыслью, что европейская философская традиция, идущая из эпохи Просвещения, подготовила почву для Холокоста: военные преступления были и раньше, но только в прошлом столетии человечество смогло осознать, «что в геноциде есть что-то дурное» [2, с. 801]; а данное трагическое событие он связывает с «Контрпросвещением XIX в.» Пинкер доказывает, что при прочих равных разумному миру свойственен меньший уровень насилия. В качестве одного из аргументов он приводит эффект Флинна (перестандартизация тестов интеллекта в связи с ростом среднего балла IQ), который объясняет взрывным ростом уровня развития высших психических функций в популяции, связанным с массовым образованием, и, как следствие, возможностью все большего количества людей оперировать абстрактными понятиями.

При этом Пинкер подчеркивает социальную природу этих механизмов, не считая их продуктом биологической эволюции.

Но, возможно, вы возмутитесь: «Как же так? Вокруг столько войн и убийств! В СМИ только об этом и говорят». На это возражение автор ответил в интервью научному редактору перевода, Екатерине Шульман [3], что, во-первых, тенденция к снижению не означает, что в настоящем нечто исчезло вовсе — лишь то, что сейчас его стало меньше, чем в прошлом, во-вторых, этот процесс не монотонен: было бы чудесно, если бы все всегда становилось лучше, но история так не работает; и в-третьих, пресса — это неслучайная выборка всего самого худшего, что происходит в мире в любой момент времени.

У теории Стивена Пинкера нашлось немало как сторонников, так и критиков. В частности, получила достаточно широкую огласку полемика автора с философом Нассимом Николасом Талебом, в которой последний утверждает, что выводы Пинкера основаны на неверной интерпретации статистических данных и при иной методологии якобы выявленный тренд на снижение насилия не наблюдается [4]. Так или иначе, выход книги «Лучшее в нас» стал событием в мире науки и литературы.

Дорогие читатели, а что вы думаете о нынешнем «долгом мире» и об идеалах Канта? Чья позиция вам ближе: условный оптимизм Пинкера или пессимистичный «черный лебедь» Талеба? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

    Литература:
  1. Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше [Электронный ресурс] // Сайт издательства «Альпина нон-фикшн» / Альпина нон-фикшн. — URL: https://nonfiction.ru/books/luchshee-v-nas-pochemu-nasiliya-v-mire-stalo-menshe (дата обращения: 14.12.2020).
  2. Пинкер С. Лучшее в нас = The Better Angels of Our Nature: Почему насилия в мире стало меньше = Why Violence Has Declined: Пер. с англ. / С. Пинкер; Пер. Г. Бородина, С. Кузнецова ; науч. ред. Е. Шульман ; ред. В. Потапов. — М.: Альпина нон-фикшн, 2021. — 952 с. — (Библиотека «Династия»). — ISBN 978-5-00139-171-5.
  3. Шульман Е. Разговор со Стивеном Пинкером [Видеозапись]: Прямой эфир (ярмарка non/fiction) / Е. Шульман, С. Пинкер; Альпина нон-фикшн. — 2020, 6 дек. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — (75 минут). — URL: https://www.youtube.com/watch?v=TQjnRbt7jZs (дата обращения: 14.12.2020).
  4. Cirillo, P. The Decline of Violent Conflicts [Электронный ресурс]: What Do the Data Really Say? / P. Cirillo, N.N. Taleb // The Nobel Foundation, Causes of Peace, Forthcoming, NYU Tandon Research Paper. — 2016. — No. 2876315. — 26 p. — URL: https://ssrn.com/abstract=2876315 (дата обращения: 14.12.2020).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/243.html