
Николай
Дорогие читатели!
Сегодня речь пойдет не только о психологии, но и об искусстве. Вернее сказать, меня заинтересовало представление научного знания в культуре. Возможно, изучение истории психологии через призму художественных произведений откроет новые точки зрения, позволит лучше понять развитие взглядов на различные теории. Поможет нам в этом байопик режиссёра Джона Хьюстона «Фрейд: Тайная страсть» производства 1962 года, авторы сценария Чарльз Кауфман, Вольфганг Райнхардт и Жан-Поль Сартр (нет в титрах).
Афиша фильма. 1962
В науке периодически возникают люди, разделяющие ее на «до» и «после» и переворачивающие наше представление о самих себе. Астроном Николай Коперник доказал, что человек не центр вселенной. Открытие биолога Чарльза Дарвина предрешило, что homo sapiens — такая же часть животного мира, как и прочие виды. Психолог Зигмунд Фрейд нанес не менее сокрушительный «удар по нашему тщеславию», как повествует фильм, доказав, что наше бытие, слова, мысли и поступки, определяется не только сознанием — скорее даже наоборот. К психоанализу отношение может быть разным, но его влияние на науку, культуру и общество в целом неоспоримо.
Поворотным моментом в судьбе Зигмунда Фрейда является его стажировка в клинике Сальпетриер под руководством Жана-Мартена Шарко. На начинавшего свой путь с неврологии и медицины Фрейда эксперименты с гипнозом произвели неизгладимое впечатление. В фильме это событие отражено в сцене, воспроизводящей известную картину Андре Бруйе «Клинический урок в Сальпетриер». Но ученик пошел дальше своего учителя, предположив, что невроз, в частности истерия, не имеет под собой физиологических причин, но является лишь психологическим, однако от этого не менее реальным, феноменом.
А. Бруйе. Клинический урок в Сальпетриер. 1887
Кинолента показывает основные моменты становления психоанализа: применение катартического метода Йозефа Брейера (коллеги Фрейда), переход от гипноза к методу свободных ассоциаций и толкованию сновидений [3], разработанных после смерти отца Зигмунда, Якоба Фрейда, открытие переноса на примере случая Анны О., чей образ угадывается в персонаже Сесили Кортнер, возникновение теории соблазнения и ее трансформация в теорию психосексуального развития [1] и другие. Завершается картина представлением научному сообществу «Исследований истерии» [2] и размолвкой Фрейда с Брейером.
О художественных достоинствах фильма говорит хотя бы то, что в 1963 году он был номинирован на премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Золотой медведь», но в первую очередь меня интересует в нем не это. Конечно, за научной составляющей лучше обратиться к источникам, но в гуманитарных науках восприятие действительности не менее важно, чем сама действительность. Надеюсь, что вам понравится это кино и, кто знает, может быть вдохновит вас на собственные открытия.
- Литература:
- Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 385 с.
- Фрейд З. Собрание сочинений: В 26 томах. Т. 1. Исследования истерии = Studien uber Hysterie / З. Фрейд. — СПб: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005. — 464 с.
- Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 960 с.
- Туманов Михаил 02.11.2020 12:52Спасибо, за обзор по фильму. Я слышал о нем что-то раньше, и это были хорошие отзывы. Мне показалось, Вам интересно направление, в котором работал З. Фрейд. Могли бы Вы рассказать побольше про толкование сновидений?СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
- Николай 02.11.2020 13:30Михаил, благодарю за обратную связь! Тема толкования сновидений заслуживает большего объема и внимания, чем позволяет комментарий. Действительно, психоанализ мне интересен, так что я постараюсь подробнее написать об этом в следующих заметках.СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.