Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

29.04.2013 23:00

Феномен прокрастинации является относительно новым предметом изучения в психологии.

К. Лэй определяет данный термин как добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности.

Феномену академической прокрастинации посвящена статья С. Б. Моховой и А. Н. Неврюеева "Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов", опубликованная в журнале "Вопросы психологии" №1 за 2013 год.

Авторы статьи приводят в своем исследовании различные подходы к феномену прокрастинации: П. Стилл рассматривает феномен прокрастинации как способ избегания от вызывающих отвращение задач, У. Симпсон, Т. Пичил и Дж. Феррари говорят о возбуждающей прокрастинации, когда сознательное откладывание "на потом" вызывает "острые ощущения" от выполнения задачи непосредственно перед наступлением крайнего срока.

Отечественные исследования феномена прокрастинации начались относительно недавно и не так многочисленны как зарубежом. Следует все же упомянуть о некоторых отечественных исследованиях. Я. И. Варваричева занималась адаптацией методики измерения общей и академической прокрастинации К. Лэй, также изучала связь прокрастинации с интеллектом, тревожностью и другими личностными характеристиками. Н. Г. Гаранян использовала показатель прокрастинации в изучении депрессивных состояний и тревожных расстройств. А. А. Горбунова отмечает отрицательную связь между способностями к произвольному управлению эмоциями и прокрастинации.

Методы исследования прокрастинации

  1. Опросник общей прокрастинации (шкала GP) К. Лэй;
  2. Опросник общей прокрастинации (шкала TGPS) Б. Такмана;
  3. Опросник академической прокрастинации (шкала PASS) Л. Соломон и Э. Ротблюм;

Прокрастинация является одной из причин снижения академической успеваемости, поэтому наиболее перспективным направлением на данный момент является экспериментальное изучение причин и следствий прокрастинации, экспериментальное изучение прокрастинации у взрослых.

Прокрастинация и особенности личности.

К. Оранж исследовал проблемы негативного перфекционизма у одаренных студентов. Результаты исследования подтвердили, что одаренные студенты склонны к перфекционизму, но самым примечательным является тот факт, что в опроснике были вопросы, относящиеся к шкале прокрастинации, и 89% испытуемых ответили утвердительно на вопросы об откладывании задач "на потом", этот факт говорит о том, что прокрастинация является первостепенной проблемой для одаренных студентов. М. Каган и другие, в результате проведенного ими исследования, пришли к выводу, что академическая прокрастинация связана с перфекционизмом и обсессивно-компульсивными чертами личности.

Прокрастинация и тревожность.

Л. Хейкок была выявлена значительная прямая связь между прокрастинацией и тревожностью, обратная связь между прокрастинацией и эффективностью. Связи между прокрастинацией и возрастом, а также полом не было выявлено.

Ж. Стобер и Ю. Юрмэн провели исследование, посвященное изучению признаков, которые отличают беспокойство от соматической тревожности и депрессии. Авторы отмечают, что теоретические модели беспокойства тесно связаны с прокрастинацией. По результатам исследования был выявлен высокий уровень корреляции между беспокойством, с одной стороны, и тревожностью и депрессией — с другой.

Прокрастинация и перфекционизм, которые авторы называют "характерными чертами беспокойства", также показали значительную корреляцию с беспокойством.

Прокрастинация и мотивация.

Р. Классен с соавторами провели два исследования, посвященных прогнозированию академической прокрастинации.

В первом изучалось связи между академической прокрастинацией, самоомотивацией, академической успеваемостью, самоуважением и эффективностью самомотивации.

Второе исследование основывалось на результатах самоотчетов, откуда были получены данные о студентах, наиболее подверженных прокрастинации.

К. Синекал с соавторами пришли к выводу, что прокрастинация является мотивационной проблемой, для преодоления которой необходимо достижение очень высокого порога автономности мотивации.

Прокрастинация и копинг-стратегия.

К. Лэй провела исследование, направленное на изучение связи между личностной тревожностью, прокрастинацией, состоянием тревожности и разновидностями копинга.

Была выявлена значимая положительная взаимосвязь между состоянием тревожности и эмоционально-ориентированным копинг-певедением, но взаимосвязь между состоянием тревожности и проблемно-ориентированным копинг-поведением, но взаимосвязь между состоянием тревожности и проблемно-ориентированным копинг-поведением отсутствовала.

Л. Шуберт-Уолкер и Д. Стюарт изучали преодоление бессилия, вызванного прокрастинацией. В результате эксперимента было выявлено, что группа, прошедшая терапевтические сессии (с целью усиления чувства личной власти), продемонстрировала большее снижение уровня прокрастинации, чем группа, посещавшая сессии традиционных навыков обучения. Исследователи отметили позитивный эффект усиления личной власти, которая давала им возможность изменить личные шаблоны прокрастинации.

Академическая прокрастинация

С. Шер и Н. Остерман провели исследование взаимосвязи прокрастинации и добросовестности с тревожностью и ориентацией на достижение цели у учеников школ.

Кроме того, авторы исследовали достоверность и валидность использования самоотчетов шкалы К. Лэй при изучении прокрастинации путем сравнивания самоотчетов с оценками, которые давались учителями и родителями учеников.

В результате была выявлена отрицательная корреляция между прокрастинацией и ориентацией на выполнение задачи, положительная корреляция между ориентацией на задачу и боязнью неудачи.

Авторы исследования пришли к выводу, что боязнь неудач не слишком тесно связана с прокрастинацией, и чтобы снизить уровень прокрастинации необходимо в большей степени ориентировать учеников на выполнение заданий.

Результаты исследования У. Симпсон и Т. Пичил позволили утверждать, что общая прокрастинация и прокрастинация, мотивированная возбуждением, имеют тесную взаимосвязь, что противоречит ранее проведенным исследованиям других авторов.Н. Хусейн и С. Султан изучали факторы прокрастинации и ее влияние на обучение университетских студентов.

В результате исследования, авторы сделали следующие выводы:

  1. Болезни, социальные и семейные проблемы , недостаток мотивации и интереса, излишняя самоуверенность, лень, недостаток руководства и консультаций со стороны преподавателей, выученная беспомощность, недостаточность коммуникации, внешние отвлекающие факторы являются факторами вызывающими академическую прокрастинацию.
  2. Прокрастинация приводит к снижению успеваемости, повышению уровня тревожности, часто — к образованию комплекса неполноценности и как результат — к отказу от дальнейшего обучения.
  3. Более внимательное отношение преподавателей к обучению студентов, введение системы поощрений, развитие академических связей между студентами, разделение работы на более мелкие составляющие, — все это помогает снизить уровень прокрастинации.

Мохова С. Б., Неврюеев А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. — 2013. — №1. — С. 24 — 35.

  • Снежана Александровна 02.05.2013 06:55
    Подскажите, пожалуйста, могу ли я где-нибудь скачать статьи:
    1) Мохова С. Б., Неврюеев А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. — 2013. — №1. — С. 24 — 35.
    2)Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. – 2010. – №3
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Полина 06.05.2013 11:57
    Добрый день, Снежана Александровна!
    Вы можете ознакомиться с этими статьями в читальном зале нашей библиотеки или купить диск в редакции журнала "Вопросы психологии". Сайт журнала http://www.voppsy.ru/. Открытого доступа к статьям журнала "Вопросы психологии" к сожалению нет.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Zeber 14.05.2013 10:39
    Актуальная для меня тема... А уже выработаны какие-нибудь методы борьбы с общей прокрастинацией?
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Полина 14.05.2013 14:01
    Чтобы справиться с любой проблемой, первое, что нужно сделать, это осознать, что она действительно присутствует. Главное – это ваше желание с ней справиться, дальше будет легче.
    Поменяйте своё отношение к срочным и сложным делам. Пусть они трудны, и на первый взгляд кажутся невыполнимыми, важно верить в свои силы. Если процесс трудоёмкий и длительный, разбейте его на части (так при постановке целей, большие разбиваются на маленькие), и делайте перерывы после выполнения каждой из них.
    Планирование времени. Организованные люди за счет четкого плана работы минимизируют потерю времени, а следовательно и прокрастинацию.
    Если есть ряд задач, которые откладываются с постоянной регулярностью, то, чтобы справиться с прокрастинацией, попытайтесь понять, что невыполнимого в этих делах.
    Также в борьбе с прокрастинацией используйте подход «Если не в силах поменять ситуацию — измени к ней свое отношение». Вместо «я обязан», «я должен», говорите: «я сделаю это по собственной воле».
    Чтобы избавится от прокрастинации вызванной тем или иным страхом, надо бороться с причиной, т.е. со страхом.
    Найдите что-либо, что воодушевит и обрадует вас. Всплеск положительных эмоций поможет преодолеть временную прокрастинацию.
    Если прокрастинация связана с вашей профессиональной деятельность и возникает по причине вашей нелюбви к тому, чем вы занимаетесь, и не один из выше и ниже перечисленных способов борьбы с ней вам не помогает, быть может, уже пора задуматься над тем, что следует поменять место работы и найти свой путь?
    Тренируйте самодисциплину и силу воли. Начните с несложных и небольших заданий, например с утренней гимнастики. Начните выполнять ее каждый день в одно и то же время.
    Кроме того, существуют профессиональные методы. Метод Альпы - один из методов тайм-менеджмента для составления списка дел дня с определением их приоритетов. Матрица Эйзенхауэра - один из методов тайм-менеджмента для определения приоритетов дел дня. Выглядит матрица как четыре квадрата, которые получаются при пересечении осей "Важно - Неважно" по горизонтали и "Срочно - не Срочно" по вертикали.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Zeber 15.05.2013 08:25
    Благодарю!
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Вострецова Виктория Александровна 24.02.2015 23:57
    Подскажите пожалуйста, а могу ли я ознакомиться где-нибудь с самими опросниками (по общей прокрастинации)? Либо приобрести?... В открытом доступе их, так понимаю, нигде нет......
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Быкова Диана 16.03.2015 13:50
    Полина, добрый день!

    Извините, что вопрос не в попад задаю, мне нужно найти статью Варавичевой Я. по тематике прокрастинации, которая была опубликована в журнале "Вопросы психологии" за 2010 год №3, но т.к. я давно закончила ВУЗ, не знаю где можно эту статью найти (в электронном виде пока не удалось найти).

    Буду Вам очень благодарна за ответ. Может нужно в библиотеку идти вашего ВУЗа?
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Екатерина 28.04.2015 11:06
    Диана, прошу прощения за поздний ответ. Если Вам нужна статья Варваричевой Я.И., Вы можете прийти в читальный зал библиотеки и взять журнал. Вам только нужно предоставить паспорт.
    Кроме того, на сайте есть диссертация и автореферат к ней на тему "Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов". Чтобы найти диссертацию, введите в строку поиска слово "прокрастинация".
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/143.html