
Полина
Шаманизм — одна из ранних форм религии, магико-религиозная практика, включающая себя обширную систему методов "воздействия на духов", возникшая еще в доклассовом обществе в каменном веке и распространенна практически на всех континентах.
В журнале "Вопросы психологии" №6 за 2012 год опубликована статья И. В. Соленова, посвященная феномену измененных состояний сознания в религиозной практике шаманизма.
В шаманизме выделяют следующие характерные черты:
- одушевление всего окружающего мира, населенного духами;
- идея всеобщей взаимосвязи в природе, равнозначность человека и других форм жизни;
- тесная связь человека с космосом, возможность для человека приобретать качества духа и посещать иные миры;
- связь шаманского мировоззрения с жизненными узами, направленность культовых действий на защиту его от реальных и воображаемых бедствий со стороны внешних сил.
Общим моментов в понимании шаманизма является измененное состояние сознания шамана, чаще всего встречаются упоминания о состояниях "транса", "экстаза", "одержимости".
В шаманизме выделяют также транс одержимости ("медиумизм", вселение духов) и транс путешествий (поиск видений). Исследователи признают общий механизм обоих типов трансовых состояний — механизм диссоциации.
М. Добкин де Риос отмечает, что механизм диссоциации — это общая способность позволяющая шаманам входить в измененные состояния сознания, двойственное состояние сознания, изменяющие восприятие человека и создающее ощущение нарушения привычных взаимосвязей между различными группами умственных процессов.
Для транса одержимости характерны ощущения утраты субъектом идентичности (своего Я) и замещение его альтер-эго (духом).
Автор статьи отмечает, что отнесение транса одержимости к измененным состояниям сознания является спорным, так как для измененного состояния сознания необходимо осознание субъекта самим собой, наличие самоидентификации и самоконтроля.
Феноменология измененного состояния сознания у шаманов предполагает значимые изменения во всех сферах психического.
И. В. Соленов предлагает понимать экстатическое измененного состояние сознания как "высшую", культурно и исторически обусловленную форму измененного состояния сознания.
Автор статьи определяет экстатическое изменение состояния сознания (экстаз) как особое психическое состояние, индуцированное физиологическими и психологическими методами религиозной практики и характеризующееся специфическими изменениями во всех сферах психического.
Магико-религиозная практика может рассматриваться как особая форма деятельности, которая ставит перед адептом задачи, и в его деятельности формируются средства их решения.
Стоит отметить, что предварительным этапом религиозной практики является так называемая "шаманская болезнь", особенностями которой являются сновидения, отражающие определенную психологическую установку. Перед адептом шаманской практики всегда встает дилемма: либо принять "шаманский дар" (получить наставление от другого шамана, начать практику самостоятельно), либо отказаться от него (в этом случае мучения, вызываемые духами, продолжаются).
"Шаманская болезнь" имеет определенные признаки: приступы сонливости, головной боли, ночные кошмары, звуковые и слуховые галлюцинации, особые сновидения, обмороки, потеря сознания, а также возможны временный паралич различных частей тела и временная потеря зрения. В таких случаях обычно больной подвергает себя трем базовым составляющим начала религиозной практики: холоду, уединению и голоданию.
Болезнь проходит после инициации — переживания умирания, смерти, мучительных страданий, ярких галлюцинаций расчленения тела духами до костей и воскресения.
Шаманскую болезнь можно рассматривать как кризис личности, конечной точкой которого становится начало отправления культово-обрядовой практики.
И. В. Соленов в своей статье приводит объективные и субъективные факторы влияния на формирование экстатических изменений состояний сознания.
Объективные факторы:
- Предварительная депривация: сенсорная, пищевая, депривация сна. Депривация формирует подходящий фон, усиливает действие экстатического состояния.
- Время проведения шаманского камлания — обычно оно совершается ночью. Возможное объяснение данного условия — необходимость "перцептуального высвобождения", то есть процесса, в котором при удалении более сильных стимулов начинают лучше восприниматься трудноуловимые, скрытные предметы и явления.
- Ряд факторов связан с особым характером камлания как коллективного действия. Реакция окружающих, коллективные представления, установки, стереотипы также влияют на болезненные ощущения, временное безумие будущего шамана. Характер поведения шамана отвечает нуждам ритуала, его галлюцинации не произвольны, а определяются задачами обряда.
Субъективные факторы:
- Ожидание ситуации камлания.
- Фактор опытности шамана, который вносит легкость, произвольность и скорость возникновения феноменов измененных состояний сознания.
Отдельно стоит рассмотреть распространенный во многих шаманских культурах опыт применения наркотических средств для достижения измененных состояний сознания.
Существуют разные точки зрения на проблему первичности либо внешних, наркотических, либо внутренних, основанных на визуализации, средствах достижения измененных состояний сознания. Автор статьи считает использование наркотических средств скорее вспомогательным компонентом, чем движущей силой изменения состояния сознания шамана.
Феномены и механизмы индукции экстатического состояния:
В. Г. Богораз отдельно от экстаза выделяет состояние погружения — переходное к измененному состояние, для которого характерны чувство выхода из тела и чувство погружения или подъема.
Индукция начинается с призыва духов, то есть действия, направленного на появление ярких образов-представлений (визуальных, слуховых, тактильных).
Чувство иллюзорного движения (полета или падения) — очень частый феномен, который тесно связан с "внетелесным опытом" и чувством легкости.
Чувство внутреннего жара и связанные с ним нечувствительность к действию высоких и низких температур, к физической боли, усиление выносливости.
Некоторые авторы говорят об изменении восприятия времени в экстатическом изменении состояния сознания, а также о переходе к докатегориальному, образному мышлению.
Для экстатического изменения состояния сознания характерным является феномен двойной ориентировки — шаман может ориентироваться и действовать в мыслительном плане и одновременно присутствовать в реальной ситуации камлания, чутко реагируя на перемены в социальном окружении.
В заключение стоит отметить, что изучение изменения состояния сознания является ключом к пониманию природы и механизмов сознания, и большую роль играет изучение "высших", культурных форм изменения состояния сознания.
Соленов И. В. Экстатические измененные состояния сознания в религиозной практике шаманизма // Вопросы психологии. — 2012. — №6. — С. 45 — 55.
- Поляков Петр Вячеславович 26.04.2013 10:01Очень здорово, что такие довольно необычные темы широко и подробно освещаются. Сам интересуюсь шаманизмом, поэтому благодарю за статью.СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
- Полина 06.05.2013 12:01Всегда рада помочь!СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.