
Полина
В последнее время наблюдается увеличение количества детских и подростковых самоубийств, стремительно растет число нарко- и алкозависимых среди молодежи, повышается интерес к экстремальным формам проведения досуга, молодые люди все чаще предпочитают виртуальный мир реальному.
Современный молодой человек с детства "бомбардируется" темой смерти: фильмы, книги, телепередачи изобилуют демонстрацией изощренных убийств и мучительных смертей.
Смертность в нашей стране превышает рождаемость, а это значит, что молодым чаще приходится жить в окружении старых людей, для которых тема смерти естественна и актуальна.
В журнале "Вопросы психологии" №6 за 2004 год опубликована статья Т. А. Гавриловой "Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте".
В отечественной психологии исследования, в основном, направлены либо на оказание психологической помощи детям, пережившим горе потери близкого человека, либо на оказание помощи терминально больным детям (т.е. оказание помощи умирающим пациентам).
Научных рекомендаций по работе с "нормативными" группами подростков и юношей по проблемам конечности Я пока нет.
В учебных пособиях по возрастной психологии, на фоне подробного описания абстрактно-логического мышления, рефлексии, самооценки и направленности на будущее, почему-то не рассматривается способность к осознанию проблемы смерти в контексте личностного развития.
В западной психологии существует несколько подходов к смерти:
- З. Фрейд говорил, что человеку присущ не только инстинкт жизни — Эрос, но и противоположный ему, инстинкт смерти — Танатос.
- Ирвин Ялом утверждал, что переживания детей по поводу смерти оказывают далеко идущее воздействие на их развитие — гораздо большее, чем переживания по поводу сексуальных проблем.
- Существует также подход, основанный на эмпирических данных, автором которого является Р. Кастенбаум. Автор этого подхода предполагает, что страх смерти является результатом научения и его следует рассматривать в контексте совладания индивида с угрозами разного рода. Р. Кастенбаум критически относился к фрейдистским и экзистенционально-ориентированным концепциях, так как считал их недостаточно обоснованными.
Для измерения осознаваемого страха смерти, Т. В. Гаврилова провела работу по адаптации опросника Д. Темплера "Шкала Страха смерти" в русскоязычном варианте.
Были выделены четыре фактора:
- Первый фактор связывает вместе когнитивные и аффективные реакции на смерть (когнитивно-аффективный компонент);
- Второй фактор фокусируется на физических изменениях, реальных и/или ожидаемых, которые сопровождают смерть и серьезную болезнь (беспокойство по поводу физических деформаций);
- Третьим фактором явилось осознание неостановимого течения времени, которое может сжимать будущее и расширять прошлое (фактор осознания времени);
- Четвертый включает боль и стресс, актуальные и/или ожидаемые, приносимые хронической или неизлечимой болезнью (озабоченность болью и стрессом).
Исследования отношения к смерти в подростково-юношеском возрасте весьма противоречивы. Д. Элкинд утверждает, что переходный возраст не чувствителен к страху смерти и теоретически обосновывает свою научную позицию.
Зависимость распространенности страха смерти среди взрослеющих детей от конктретно-исторического времени была замечена А. М. Прихожан.
И. Ялом выделяет две базисные стратегии психологической защиты против ужаса смерти: веру в собственную исключительность и существование конечного спасителя. Он ставит психодинамику, а не интеллект в центр понимания того факта, что взрослеющие дети ведут себя так, как будто они бессмертны.
Х. Вэсс полагает, что наиболее подвержены страху смерти младшие школьники, а взрослеющие дети считают смерть слишком далекой, чтобы о ней беспокоиться.
А. И. Захаров утверждает, что взрослеющие дети в норме должны быть мало озабочены переживаниями по поводу конечности собственной жизни, если же у подростка высокий уровень страха смерти — можно говорить о возникновении невроза.
Исходя из вышесказанного, приходится признать, что проблема страха смерти у подростов и юношей пока остается весьма запутанной.
Т. А. Гаврилова провела эмпирическое исследование, направленное на изучение танатических переживаний личности на этапе перехода от детства к взрослости.
Испытуемые: 13-16-летние школьники, из них — 179 девушки, 183 юношей из Приморского края и 173 девушки, 114 юноши из Самарской области.
Методики: шкала Страха смерти, а также опросник, по которому испытуемые оценивали по четырехбалльной шкале состояние своего здоровья, религиозность и удовлетворенность жизнью.
Исследование дало следующие результаты:
- Девушки обнаруживают более высокий уровень страха смерти;
- У девушек более выражена аффективная сторона переживаний по поводу смерти;
- У юношей страх смерти имеет тенденцию быть связанным с религиозностью;
- Младшие подростки (13-14 лет) сильнее выражали страх неожиданной смерти;
- У старших подростков (15-16 лет) более выражен страх мучительной смерти и осознание времени.
Гаврилова Т. А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. — 2004. — №6.