Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

24.10.2011 23:00

В последнее время наблюдается увеличение количества детских и подростковых самоубийств, стремительно растет число нарко- и алкозависимых среди молодежи, повышается интерес к экстремальным формам проведения досуга, молодые люди все чаще предпочитают виртуальный мир реальному.

Современный молодой человек с детства "бомбардируется" темой смерти: фильмы, книги, телепередачи изобилуют демонстрацией изощренных убийств и мучительных смертей.

Смертность в нашей стране превышает рождаемость, а это значит, что молодым чаще приходится жить в окружении старых людей, для которых тема смерти естественна и актуальна.

В журнале "Вопросы психологии" №6 за 2004 год опубликована статья Т. А. Гавриловой "Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте".

В отечественной психологии исследования, в основном, направлены либо на оказание психологической помощи детям, пережившим горе потери близкого человека, либо на оказание помощи терминально больным детям (т.е. оказание помощи умирающим пациентам).

Научных рекомендаций по работе с "нормативными" группами подростков и юношей по проблемам конечности Я пока нет.

В учебных пособиях по возрастной психологии, на фоне подробного описания абстрактно-логического мышления, рефлексии, самооценки и направленности на будущее, почему-то не рассматривается способность к осознанию проблемы смерти в контексте личностного развития.

В западной психологии существует несколько подходов к смерти:

  1. З. Фрейд говорил, что человеку присущ не только инстинкт жизни — Эрос, но и противоположный ему, инстинкт смерти — Танатос.
  2. Ирвин Ялом утверждал, что переживания детей по поводу смерти оказывают далеко идущее воздействие на их развитие — гораздо большее, чем переживания по поводу сексуальных проблем.
  3. Существует также подход, основанный на эмпирических данных, автором которого является Р. Кастенбаум. Автор этого подхода предполагает, что страх смерти является результатом научения и его следует рассматривать в контексте совладания индивида с угрозами разного рода. Р. Кастенбаум критически относился к фрейдистским и экзистенционально-ориентированным концепциях, так как считал их недостаточно обоснованными.

Для измерения осознаваемого страха смерти, Т. В. Гаврилова провела работу по адаптации опросника Д. Темплера "Шкала Страха смерти" в русскоязычном варианте.

Были выделены четыре фактора:

  1. Первый фактор связывает вместе когнитивные и аффективные реакции на смерть (когнитивно-аффективный компонент);
  2. Второй фактор фокусируется на физических изменениях, реальных и/или ожидаемых, которые сопровождают смерть и серьезную болезнь (беспокойство по поводу физических деформаций);
  3. Третьим фактором явилось осознание неостановимого течения времени, которое может сжимать будущее и расширять прошлое (фактор осознания времени);
  4. Четвертый включает боль и стресс, актуальные и/или ожидаемые, приносимые хронической или неизлечимой болезнью (озабоченность болью и стрессом).

Исследования отношения к смерти в подростково-юношеском возрасте весьма противоречивы. Д. Элкинд утверждает, что переходный возраст не чувствителен к страху смерти и теоретически обосновывает свою научную позицию.

Зависимость распространенности страха смерти среди взрослеющих детей от конктретно-исторического времени была замечена А. М. Прихожан.

И. Ялом выделяет две базисные стратегии психологической защиты против ужаса смерти: веру в собственную исключительность и существование конечного спасителя. Он ставит психодинамику, а не интеллект в центр понимания того факта, что взрослеющие дети ведут себя так, как будто они бессмертны.

Х. Вэсс полагает, что наиболее подвержены страху смерти младшие школьники, а взрослеющие дети считают смерть слишком далекой, чтобы о ней беспокоиться.

А. И. Захаров утверждает, что взрослеющие дети в норме должны быть мало озабочены переживаниями по поводу конечности собственной жизни, если же у подростка высокий уровень страха смерти — можно говорить о возникновении невроза.

Исходя из вышесказанного, приходится признать, что проблема страха смерти у подростов и юношей пока остается весьма запутанной.

Т. А. Гаврилова провела эмпирическое исследование, направленное на изучение танатических переживаний личности на этапе перехода от детства к взрослости.

Испытуемые: 13-16-летние школьники, из них — 179 девушки, 183 юношей из Приморского края и 173 девушки, 114 юноши из Самарской области.

Методики: шкала Страха смерти, а также опросник, по которому испытуемые оценивали по четырехбалльной шкале состояние своего здоровья, религиозность и удовлетворенность жизнью.

Исследование дало следующие результаты:

  1. Девушки обнаруживают более высокий уровень страха смерти;
  2. У девушек более выражена аффективная сторона переживаний по поводу смерти;
  3. У юношей страх смерти имеет тенденцию быть связанным с религиозностью;
  4. Младшие подростки (13-14 лет) сильнее выражали страх неожиданной смерти;
  5. У старших подростков (15-16 лет) более выражен страх мучительной смерти и осознание времени.

Гаврилова Т. А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. — 2004. — №6.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/103.html