Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

31.08.2021 10:02

Вы уже слышали о новой публикации Льва Семеновича Выготского? Представьте себе, даже спустя столько лет в его наследии получается обнаружить ранее не изданные работы. Благодаря В. Т. Кудрявцеву и А. Д. Майданскому, подготовившими текст публикации, теперь мы имеем возможность ознакомиться с четырьмя лекциями по психологии развития, прочитанными Л. С. Выготским в конце 1920-х гг. в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Первые два конспекта вышли в последнем выпуске журнала «Культурно-историческая психология», а оставшиеся появятся в следующем номере.

Кому можно порекомендовать эти лекции? Читателю, знакомому с трудами Льва Семеновича, они позволят не только «закрепить материал», но могут натолкнуть на интересные размышления, так как некоторые примеры и доказательства приводятся там впервые. Четкое и структурированное изложение рисует общую картину культурно-исторической психологии, что несомненно подойдет для начала изучения работ Выготского. Так или иначе, статьи заинтересуют широкую аудиторию.

Первая лекция посвящена двум линиям психологического развития, наблюдаемым в онтогенезе ребенка. Выготский резко критикует распространенные в то время и сильные до сих пор биологизаторские взгляды и одновременно с этим вступает в полемику с В. Штерном о сущности конвергенции двух факторов: социального и биологического. Таким образом, Л. С. Выготский видит в этом схождении не простую механическую сумму, но сложное диалектическое взаимодействие по типу отношений между условиями обязательными и достаточными. Свою позицию он иллюстрирует дифференциацией детей с задержкой в психическом развитии на «примитивных» (или, как мы бы сказали сейчас, педагогически запущенных) и умственно отсталых. Логика рассуждения такова: если происходит непосредственное сложение факторов, то дети, отстающие в развитии по какой-либо причине, должны показывать схожую динамику при помещении их в более насыщенную культурную среду. Однако это происходит лишь для ребенка-примитива — в случае умственно отсталого прогресса не наблюдается. Благодаря чему мы можем сделать вывод, что высшие психические функции — результат воздействия социального фактора, который, в свою очередь, требует определенного уровня развития биологического субстрата, мозга.

Постулированная в первом конспекте диалектика развития закономерно подводит нас к вопросу каузально-динамического метода, чему посвящена вторая лекция. Специфика закономерностей развития состоит в том, что к одному и тому же результату могут приводить разные предпосылки, поэтому описательный подход не позволяет выявить различия. Необходимо вскрыть этот механизм, сделать его объективным, для чего следует опосредствовать психический процесс внешним сигналом, по изменению которого можно судить о предмете исследования. Таким образом, Выготский выводит метод двойной стимуляции: в ответ на стимул объекта, по отношению к которому направлена реакция, вводится стимул-средство, через который осуществляется операция. С помощью установления зависимостей между двумя рядами стимулов и происходит изучение как онтогенеза ребенка, так культурно-исторической трансформации самих средств, а, следовательно, и высших форм поведения. Сам Лев Семенович дает следующее определение: «эта методика детской психологии есть способ исследования поведения и развития этого поведения, употребляемых в зависимости от средств поведения и при помощи раскрытия функционального этих средств поведения, т. е. при помощи раскрытия того, как поведение строится, опираясь на эти средства» [1, с. 22].

Данный принцип был положен в основу бесчисленного множества методик и приемов, разработанных отечественными психологами: тест Выготского-Сахарова, методика «Пиктограммы» А. Р. Лурия и многие другие.

Продолжение следует.

    Литература:
  1. Выготский Л. С. Лекции по психологии развития / Л. С. Выготский // Культурно-историческая психология. — 2021. — Т. 17, № 2. — C. 5—22.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://www.psychlib.ru/resource/guide/254.html