Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

22.06.2021 15:41

Добрый день, уважаемые читатели.

Давайте поговорим о горячей теме: о фейках, и о том, что с ними делать. В Scopus мне попалась занимательная статья от зарубежных коллег «Помогает ли медиаграмотность в распознании фейковых новостей? Информационная грамотность да, но другие виды — нет» (Does media literacy help identification of fake news? Information literacy helps, but other literacies don`t), как раз посвященная этой теме.

Проблема ложных или, как уже стало принято говорить, фейковых новостей (fake news) поистине международна. Регулярно слышны то заявления различных корпораций о поисках новых методов борьбы с недостоверной информацией, то инициативы правительств по регулированию этой сферы. Но что может сказать по этому поводу психологическое сообщество? Как мы можем помочь людям лучше ориентироваться в информационной среде? Авторы дают подробный ответ на эти вопросы.

Так, рассуждая об индивидуальных возможностях распознавания фейковых новостей, исследователи говорят в терминах грамотностей (literacies) или компетенций (competencies): медиа-, информационной, новостной и цифровой. Опишем каждую поподробнее.

Понятие медиаграмотности (media literacy) включает в себя «способность гражданина получать доступ, анализировать и производить информацию для достижения конкретных результатов» ("The ability of a citizen to access, analyze, and produce information for specific outcomes") [цит. по 1, с. 374]. Это довольно широкое определение подразумевает, что медиасреда является искусственно сконструированной и человек, пребывающий в ней, должен вести себя субъектно, рационально и критично. Более узкое, прикладное понимание, легшее в основу используемого в исследовании опросника, предполагает способность оперировать несколькими источниками среди СМИ и так или иначе давать окружающим обратную связь относительно новостей. Сама же методика построена по принципу самоотчета.

Информационная грамотность (information literacy) определяется через умение работать с информацией как с инструментом: способность оценить надежность источника, различение фактов и мнений, сырых данных и интерпретаций, и т. д. В отличие от остальных методик эта является тестом с правильным вариантом ответа, таким образом, позволяя проверить само знание, а не восприятие такового.

Новостная грамотность (news literacy) выстраивается вокруг представлений потребителя о принципах функционирования СМИ, среди которых следующие используются в методике: мотивированность автора деньгами, направленность на конкретную аудиторию, зависимость интерпретации сообщения от аудитории, целенаправленное воздействие посредством новостей и фильтрация СМИ информации для создания определенного образа действительности. Осознание всего этого, по мнению авторов, должно соответствовать лучшей способности распознавать фейковые новости.

Цифровая грамотность (digital literacy) — умение использовать новые медиа и технологии, в данном случае понимается узко, как представление о собственных знаниях относительно отдельных терминов, связанных с цифровой средой, типа PDF, Wiki и др. Хотя исследователи отмечают, что понимание отдельных слов из Интернет-среды вряд ли непосредственно связано с умением определять недостоверную информацию, но это может служить индикатором общего умения работать с цифровыми технологиями и социальными сетями, что, в свою очередь, может быть взаимосвязано с предметом данной статьи.

Само исследование проводилось онлайн на репрезентативной выборке жителей США. В нем кроме демографических сведений и описанных выше методик также анализировались ответы испытуемых на предложенное задание, в котором им необходимо было собственно определить, какие из специальным образом отобранных реальных новостей были настоящими, а какие — фейками. Результаты оказались неожиданными и в некоторой степени противоречивыми. Так, самым надежным индикатором стал возраст, который авторы интерпретируют как общий показатель опыта. А вот среди выделенных компетенций, как следует из названия статьи, только информационная грамотность имела значимую, хотя и небольшую, корреляцию.

Объяснение таких результатов двояко. Во-первых, методики, построенные по принципу тест-опросников чаще всего отражают не предполагаемую характеристику, а субъективное представление о ней. То есть, считая себя компетентным, человек на самом деле может не являться таковым и т. п. Это открывает целый куст методологических проблем в психометрических исследованиях, что в каком-то смысле можно назвать кризисом метода. Во-вторых, как следствие первого, может иметь место эффект Даннинга-Крюгера — систематическая переоценка или недооценка своего уровня квалификации. В данном контексте это значит, что люди, считающие себя осведомленными в плане работы медиа или новостей, на практике будут меньше перепроверять информацию из-за имеющейся у них уверенности, в то время как именно они могут нуждаться в этом больше всего.

На основе сказанного, авторы делают вывод о том, что, с одной стороны, необходимо дорабатывать концепты упомянутых компетенций, а с другой — на данный момент информационная грамотность является наиболее надежным индивидуальным способом борьбы с фейками. В связи с этим предлагается уделять большее внимание в образовании критическому мышлению и навыкам работы с информацией.

А как вы считаете, дорогие читатели, чем психологи могут помочь обществу в борьбе с фейковыми новостями?

    Литература:
  1. Jones-Jang, S. Mo. Does media literacy help identification of fake news? Information literacy helps, but other literacies don`t / S. Mo Jones-Jang, T. Mortensen, J. Liu // American Behavioral Scientist. — 2021. — Vol. 65, Iss. 2. — P. 371—388.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Евгения Р. 23.06.2021 14:15
    В тему ещё можно вспомнить про проблему информационного пузыря из-за алгоритмов поисковиков и соцсетей. Иногда человек даже представить себе не может, что есть противоположные мнения по каким-то вопросам, потому что застрял в своем инфопузыре.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
    • Николай 25.06.2021 10:54
      Евгения, отличный пример! Наша жизнь полна когнитивных искажений, о которых мы порой не подозреваем, и технологии могут как помочь преодолеть, так и усугубить их.
      СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://www.psychlib.ru/resource/guide/252.html