Екатерина

11.06.2019 14:54

На сегодняшний день Италия – одна из самых популярных стран для миграции. Море, солнце, красивые пейзажи, качественные продукты, благоприятный климат, более высокий уровень жизни – все это может стать привлекательной причиной для переезда в Италию. Итальянская республика со своей стороны заинтересована принимать у себя граждан из других государств, чтобы обеспечить себя рабочей силой, пополнить население. Что может ожидать детей, которые вместе с родителями переселились в Италию? О проблемах обучения в Италии рассказывают авторы статьи «Трудности учебной деятельности детей-мигрантов в Италии» Хаперская А.Ю. и Шенсин Дж. Рассмотрим проблемы адаптации детей мигрантов к школе детально.

Министерство образования Италии разработало документ под названием «Almeno una stella», в котором перечислены права детей-мигрантов на обучение. Положения были представлены в методическом пособии «Diversi da chi? [Отличные от кого?]» и разосланы по школам Италии в 2014 году. Ниже представлены основные направления интеграции детей-мигрантов в образовательный процесс, отраженные в документе.

1. Закрепить право на немедленное включение в образовательную среду только что прибывших детей-мигрантов.

2. Помнить и осознавать важность детского сада в рамках процесса интеграции детей.

3. Противодействовать школьной запущенности задержкам в обучении.

4. Сопровождать на этапах перехода; адаптировать образовательные программы и систему оценок под нужды прибывших детей.

5. Организовать эффективную систему ориентации и поддержки на продолжение учебной деятельности детьми-мигрантами. Прикладывать усилия для развития у учеников внетренней позиции протагонистов своей деятельности.

6. Поддерживать учеников в освоении итальянского как второго языка, необходимого для получения образования.

7. Учитывать и повышать ценность и значимость языкового разнообразия.

8. Предотвращать явления школьной сегрегации.

9. Вовлекать семьи в процесс обучения и образования детей.

10. Поощрять межкультурное образование в школах.

Несмотря на это, родители и дети в реальности сталкиваются с множеством проблем. Одна из них – невозможность сразу начать обучение по прибытии в страну. Хотя в документе пункт 1 гласит, что дети-мигранты должны поступить в школу как можно скорее, в действительности детей не принимают в школы по причине нехватки мест, переполненности классов или отсутствия ресурсов. Дети могут ждать очереди месяцами, теряя драгоценное время.

Другая распространенная проблема – несоответствие возраста иностранных школьников возрасту итальянских одноклассников, так как у детей нет достаточного знания языка, чтобы учиться в одном классе с ровесниками. Среди 458 подростков проекта, направленного на поддержку детей-мигрантов «По крайней мере одна звезда», только 35% учились с ровесниками, а остальные 65% опережали по возрасту одноклассников минимум на один год (максимум – шесть лет). Таким образом, дети становятся переростками в классе, что приводит к изоляции и одиночеству.

Однако, степень сложности зависит от возраста, в котором прибывает ребенок в Италию. Чем в более раннем возрасте ребенок попадает в итальянскую систему образования, тем ему легче учиться. Согласно статистике, в начальной школе всего около 2% неуспевающих детей-мигрантов, в то время как в средней школе число неуспевающих иностранных учеников уже вырастает до 10%.

Третья сложность – несоответствие культуры приезжей семьи культуре школы. Успеваемость детей зависит от того насколько хорошо родители владеют итальянским языком, от уровня их образования, от их представления об итальянской системе образования. Нередко родители сами не информированы о центрах или проектах, которые помогают родителям и их детям адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация детей проходит легче, если сами родители стремятся интегрироваться в итальянское сообщество, изучают язык и стремятся познать культуру принимающей страны.

С другой стороны, учителям, которые заинтересованы в скорейшей адаптации иностранных детей, полезно познакомиться с родной системой образования ребенка, в которой он учился до переезда.

У учителей в сознании создался стереотип, что родители не принимают участия в образовании детей. Таким образом, проблема заключается в отсутствии коммуникации между школой и родителями.

От общих проблем обучения перейдем к частным. Иностранным детям сложно правильно прочитать слово, так как в их родном языке используются другие правила декодирования слов.

Понимание текста вызывает сложности из-за ограниченного словарного запаса и незнания специфической лексики отдельных дисциплин. Не зная слова, школьнику сложно понять предложение. Не понимая предложение, ученик не понимает абзац. Таким образом, смысл текста остается не понятным, а, следовательно, содержание урока остается не ясным. И это серьезная проблема.

Не меньшие сложности возникают у детей при письме. Трудности с письмом особенно ярко выражены у детей, у которых родное письмо построено по совершенно другим законам, например, арабское. Поэтому детям, которые знакомы с латинским алфавитом, учиться легче по сравнению, например, с арабскими или китайскими школьниками.

Таким образом, хотя в Италии и подчеркивают важность поддержки детей-мигрантов в ходе их образования, положения, закрепленные в документе Министерства образования Италии, не всегда реализуются, а если и осуществляются, то с препятствиями и сложностями.

Все вышеперечисленные трудности формируют негативное отношение к школе и демотивацию у детей. Поэтому проблема адаптации детей-мигрантов к новой системе образования в Италии требует особого внимания и разработки программы комплексного социально-психологического сопровождения.

Литература

Хаперская А.Ю. Трудности учебной деятельности детей-мигрантов в Италии / Хаперская А.Ю., Шенсин Дж. // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 8. – №1. – С. 56–63. – URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2019/n1/Khaperskaia_Sensin.shtml (дата обращения: 05.06.2019)

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://www.psychlib.ru/resource/guide/233.html