Екатерина

27.11.2018 06:17

Как стать счастливым? Каждый человек мечтает об этом. Встать на путь поиска ответа на вопрос поможет книга американского психолога, создателя позитивной психологии и теории потока М. Чиксентмихайи «Поток : психология оптимального переживания». Книга посвящена изучению радости, творчества, счастья, состояния оптимального переживания. Однако книга не дает готовых рецептов счастья. Автор предлагает принципы, руководствуясь которыми уже сам человек строит свое счастье. Счастье, согласно автору – это не что-то, что дается извне, случайно происходит, а то, что создается, взращивается самим человеком. И в этом заключена возможность при любых обстоятельствах стать счастливым.

Путь к счастью начинается с контроля над содержанием нашего сознания: «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружающей нас повседневности». В книге автор дает ответы на вопросы о том, как обрести контроль над сознанием, как его упорядочить, чтобы стать счастливым. Обрести контроль над сознанием помогает состояние потока и потоковые занятия. Это состояние «...полной поглощенности деятельностью, когда все остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим». Редактор русского издания книги «Поток» российский психолог Д.А. Леонтьев описывает этот феномен так: «Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии...».

Состояние потока испытывает ребенок, строящий башню, художник, рисующий картину, пловец, превозмогающий себя и теряющий сознание от усталости, – именно в минуты напряжения человек достигает состояния потока. «Процесс достижения цели упорядочивает сознание, поскольку человек вынужден концентрировать свое внимание на выполнении текущей задачи, отсекая все, не относящееся к делу». «Оптимальное состояние сознания – внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистической задачи и наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым к нам этой задачей».

М. Чиксентмихайи с коллегами из разных стран мира опросили тысячи людей и выяснили, что состояние потока не является привилегией для людей из высших сословий, оно не зависит ни от возраста, ни от положения в обществе, ни от пола, ни от принадлежности к той или иной культуре. Их достигали и пожилые кореянки, и пастухи индейского племени, и рабочие фабрик, другими словами, состояние потока доступно любому.

Первый шаг к управлению сознанием – знание анатомии сознания и понимание, как оно функционирует, чему посвящена вторая глава книги «Анатомия сознания». В этой главе автор уделяет особое внимание таким понятиям как психическая энергия и энтропия (хаос сознания, состояние противоположное состоянию потока).

В третьей главе «Радость и качество жизни» читатель увидит различие между удовольствием и радостью. Радость мы испытываем тогда, когда наше сознание сконцентрировано и мы прилагаем усилие, чтобы достигнуть цели, будь то заключение сделки, напряженная игра в теннис или чтение книги. Таким образом, преодоление сложностей ведет к переживанию радости. Эту эмоцию могут подарить нам и обычные повседневные дела. Цель книги и заключается в том, чтобы научиться превращать повседневные занятия в потоковую деятельность: «Стрижка газонов или ожидание в приемной стоматолога также может приносить радость, если переструктурировать свою деятельность, внеся в нее цели, правила и другие элементы, способствующие возникновению состояния потока». В книге «Поток» вы найдете ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы повседневная рутина была источником радости. Для этого автор подробно рассматривает восемь основных компонентов радости. Проведя исследование, автор книги пришел к выводу, что люди описывают оптимальное переживание одинаково, они перечисляют либо несколько, либо все восемь следующих компонентов оптимального переживания:

1) сложная деятельность, требующая умения, т.е. «...способности должны соответствовать сложности стоящей перед ним задачи»; другими словами, чтобы занятие подарило переживание радости, нужно, чтобы деятельность была по силам, но при этом человек должен «выложиться по полной»;

2-3) наличие ясных целей и обратная связь, что сигнализирует о достижении цели, а это ведет к упорядочиванию сознания;

4-5) концентрация на решаемой задаче, то есть человек забывает о своих проблемах, поэтому потоковая деятельность и способствует повышению качества жизни, так как устанавливает порядок в сознании;

6) ощущение контроля над своими действиями; здесь говорится скорее о потенциальном контроле, чем о реальном;

7) свобода от рефлексии, то есть в процессе деятельности исчезает осознание своего Я, но после завершения потоковой деятельности оно усиливается; Я человека не исчезает, а просто перестает осознаваться, возникает чувство единения с тем окружением, в котором он творит или работает, будь то лодка для моряка, гора для альпиниста или рабочий коллектив;

8) изменяется восприятие времени, «часы могут пролететь за минуту», но иногда наоборот, например, для танцовщицы, совершающий сложный прыжок, время замедляется.

В четвертой главе «Условия потока» рассматриваются конкретные потоковые деятельности, ведущие к состоянию переживания потока, условия достижения потока, а также личностные черты, которые помогают войти в потоковое состояние. К потоковым занятиям автор относит: чтение книг, общение, спорт, искусство, игры (спортивные, настольные), скалолазание, музыку, танцы, парусный спорт, церемонии, ритуалы и многие другие, а также культуру народов, которая может создавать условия как для упорядочивания сознания, так и, наоборот, для психической энтропии. Автор выделяет два условия вхождения в поток: постоянное усложнение задач и «способность индивида соответствующим образом перестроить собственное сознание». Людей, управляющим своим сознанием, автор называет аутотелическими личностями. Черты личности, которые мешают достигать радости, это застенчивость, эгоцентризм, сосредоточенность на себе, слабое внимание.

В пятой главе «Тело и поток» автор раскрывает, как наше тело может способствовать вхождению в поток и что для этого нужно делать, при этом недостаточно простого движения и участия мышц, необходимо участие сознания и мозга. Под физической активностью автор понимает танцы, спорт, секс, йогу, восточные единоборства. Наши органы чувств также могут помочь улучшить качество жизни, осознанное восприятие музыки, произведений искусства, природы, вкусовые ощущения – все это может подарить поток. При этом не обязательно становится профессиональным спортсменом, музыкантом или танцором, чтобы получать радость от жизни, достаточно любительского уровня.

Не только физические ощущения делают нашу жизнь счастливее, но и мыслительная деятельность способна сделать ее радостной. Для умственной деятельности важны те же условия, что и для любой другой потоковой деятельности: наличие цели, правил, обратной связи, необходимых навыков и умений. Под мыслительной деятельностью автор книги подразумевает мечты, фантазии, воображение, запоминание, теоретическое мышление, рассуждения, искусство ведения беседы, чтение и написания стихов, занятие историей, философией, а также научную деятельность. Кстати, немало ученых занимались наукой будучи не профессионалами, так, Альберт Эйнштейн написал свои значительные работы будучи клерком, а Грегор Мендель был священнослужителем, увлекающимся вопросами генетики. Они просто делали то, что им нравится. А в этом и является суть любой потоковой деятельности, для занятия которой не требуется быть профессионалом: «Мыслительный процесс, делающий ее такой привлекательной, доступен каждому. От вас лишь требуется немного любопытства, внимательности, тщательности в обработке результатов и смелости, чтобы видеть в исследуемом явлении закономерности». В мире есть немало любителей-садоводов, выращивающих новые сорта растений, любителей-астрономов, изучающих звезды в телескоп, геологов-дилетантов, осуществляющих поиски камней или искателей новых видов животных или растений, историков, изучающих свой род или край. Цель таких занятий не столько в соперничестве с профессионалами, сколько в развитии мыслительной деятельности и упорядочивании сознания.

В главе «Работа как поток» читатель познакомится с аутотелическим типом сотрудника и аутотелическими профессиями, а также узнает, как испытывать состояние потока в профессиональной деятельности. В главе «Радость общения с собой и другими» говорится о важности семьи, дружбы и пользе одиночества. Однако в жизни случаются трудные периоды, которым посвящена девятая глава книги «Как обмануть хаос».

Таким образом, поток – это состояние, при котором человек поглощен любимым делом и испытывает наибольшее удовлетворение. Потоковая деятельность упорядочивает сознание. Она укрепляет психическое и физическое здоровье, способствует усложнению личности. Для состояния потока важен момент напряжения умственных или физических возможностей и преодоления себя. Мы увидели, что состояние потока доступно любому человеку и мы можем входить в него, занимаясь широким кругом занятий, следовательно, мы можем обретать радость от жизни и упорядочивать сознание, занимаясь любым делом, главное, организовать его по правилам потоковой деятельности. Как это сделать – расскажет книга.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://www.psychlib.ru/otherdocs/guide/226.html