Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

08.05.2018 00:05

19 апреля 2018 года в Русском географическом обществе прошла лекция путешественника и кандидата психологических наук А.Г. Сулейманяна под названием «Остров Наварино: размышления на студеном юге», посвященная методологическим и проблемным вопросам наук о человеке.

А.Г. Сулейманян в 2018 году при поддержке Московского городского отделения Русского географического общества посетил остров Наварино архипелага Огненная земля, расположенного в самой крайней точке Южной Америки. Размер острова – 2473 км, а население составляет всего 3000 человек. Когда-то этот остров населяли индейцы яганы – древний изолированный индейский народ, коренное население архипелага. В настоящее время чистокровных индейцев практически не осталось. В вводной части лекции автор живописно рассказал о красоте острова, его природе, климатических особенностях, удивительных явлениях природы, путешественниках, посетивших этот чудесный остров.

Далее лектор перешел к рассмотрению этнопсихологическим и методологических проблем.

В этнологии существовал культурно-исторический подход, к идее которого независимо друг от друга пришли ученые Н.Я. Данилевский и В. Шмидт. Н.Я. Данилевский (1822–1885) в книге «Россия и Европа» ввел в научный оборот понятие «культурно-исторический тип». В. Шмидт (1868–1954) является основателем культурно исторической школы в этнологии и религоведении. На основе этого культурно-исторического подхода дается анализ мифов индейцев ягана. Для анализа мифологии А.Г. Сулейманян опирается на концепцию А.Ф. Лосева. Ссылаясь на А.Ф. Лосева, лектор говорит, что миф – это рассказ о встрече личности с чудесным событием. С точки зрения автора в мифах яганов есть сходства с библейскими сюжетами. Например, в мифе, приведенном ниже, прослеживается идея всемирного потопа.

«Луна упала в море и вода так поднялась, что остались видимыми только вершины гор, на которых смогли спастись те люди и животные, которые приготовились к этому. Когда луна вернулась на небо, люди и звери спустились в лагуну и нашли мертвого кита, которого ели.

Часть людей и животных спаслись на острове, который оторвался от морского дна и плыл «по воле волн» (сходство с ковчегом). Как только Луна вернулась на небо, остров вернулся на прежнее место».

Мифы имеют два источника происхождения. С точки зрения А.Ф. Лосева это рассказ о чудесном событии, которое взволновало человека. Другой источник появления мифа – потребность в познании или этиологические мифы, т.е. мифы, объясняющие явления природы и социальные процессы.

Кроме этого, автор затронул дискуссионные и проблемные вопросы о методологии психологических исследований вообще и этнопсихологии в частности. Также были затронуты вопросы о смене парадигмы в психологических исследованиях на основе как новых фактов, так и по новому осмысленных старых.

Автор подчеркнул важность изучения изолированных культур для понимания фундаментальных вопросов наук о человеке и психологии в частности: происхождение религии; происхождение искусства; происхождение мифов, формирование картины мира народа или ученого.

Для формирования парадигмы и методологии отечественной этнопсихологии большое значение имеет описание других культур, сделанных путешественниками.

А.Г. Сулейманян подчеркнул важность междисциплинарного подхода для культурно-исторической школы. Лектор в своем выступлении ссылается на нобелевскую речь академика И.П. Павлова: «...В сущности нас интересует в жизни только одно – наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был, и сейчас еще окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека: искусство, религия, литература, философия и исторические науки – все это объединилось, чтобы пролить свет на эту тьму», и считает, что для решения важных психологических проблем этот подход открывает новые возможности для целостного понимания человека.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/222.html