Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

02.10.2017 16:33

Умение концентрироваться на задаче, не отвлекаться, управлять своими психическими процессами одинаково важно как для взрослого человека, так и для ребенка. Несформированная саморегуляция ведет к школьной неуспеваемости. Проблеме формирования саморегуляции в детском возрасте посвящена диссертация E.О. Седовой под названием «Коррекция нарушений формирования саморегуляции у младших школьников». В работе диссертант рассматривает трехуровневую модель саморегуляции, формирование данного феномена в онтогенезе при норме и задержке психического развития, существующие на данный момент методы ее коррекции, а также предлагает коррекционную программу, предназначенную как для детей с ЗПР органического генеза, так и для нормально развивающихся детей с проблемами саморегуляции.

Диссертация базируется на понимании саморегуляции как системы состоящей из трех уровней (В.В. Николаева):

1) уровень психической саморегуляции — это эмоциональный фон, настроение, работоспособность, или, наоборот, утомляемость, одним словом все то, что А.Р. Лурия назвал первым блоком — блоком регуляции бодроствования, сна и тонуса.

2) операционально-технический уровень или уровень регуляции деятельности обеспечивает контроль действий субъекта;

3) личностно-мотивационный уровень регуляции способствует осознанию мотивов и управляет мотивационно-потребностной сферой.

Согласно закону формирования высших психических функций более сложные из них надстраиваются над биологическими, поэтому формирование саморегуляции происходит по направлению от первого уровня к третьему. Закладка регулятивных систем начинается во внутриутробном периоде, поэтому очень важным является то, как протекала беременность, как физически и эмоционально ощущала себя будущая мама.

Е.О. Седовой в теоретической части работы были выделены факторы, неспособствующие развитию саморегуляции: потворствующая гиперпротекция, воспитательная неуверенность, гиперопека (чрезмерный контрль), неблагоприятная экологическая обстановка, сложная беременность, стрессы в этот период.

Экспериментальная часть диссертационного исследования посвящена изучению степени сформированности произвольной саморегуляции у детей младшего школьного возраста и ее коррекции.

Экспериментальная группа состояла из 30 учеников первого и второго классов с диагнозом задержка психического развития церебрально-органического генеза. Занятия проходили в течение учебного года. Контрольную группу составили 34 ребенка такого же возраста и с таким же диагнозом. По результатам нейропсихологического обследования у всех детей была выявлена дифицитарность стволовых и диэнцефальных структур. Родители жаловались на проблемы, связанные с саморегуляцией: трудности с концентрацией внимания, отвлекаемость, импульсивность, неровность оценок.

Сформированность второго уровня саморегуляции зависит от степени сформированности первого уровня. В соответствии с этим программа коррекции саморегуляции у детей построена таким образом, чтобы развить первый уровень системы.

Для этого диссертант использует методику сенсомоторной коррекции Т.Г. Горячевой и А.С. Султановой, опирающуюся на учение А.Р. Лурии о трех функциональных блоках головного мозга. «Основной принцип метода сенсомоторной коррекции — оптимизация хода психического онтогенеза через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка с помощью специальных упражнений (двигательные, тактильные, дыхательные, глазодвигательные) достигается нормализация нервной системы. Особый акцент делается на работу с первым блоком мозга (дыхательные и глазодвигательные упражнения, а также направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности). Также включаются методы, направленные на улучшение произвольного контроля — упражнения для развития динамического праксиса, игры с правилами, в т.ч. стоп-игры и др.» [2].

Выработать навыки саморегуляции помогает:

  • осознание действий, которые раньше выполнялись бессознательно (дыхательные движения, крупная моторика);
  • самомассаж, релаксация (регуляция психических состояний);
  • ежедневное выполнение комплекса упражнений дома;
  • формирование навыков планирования, например, внешкольного времени.
  • в качестве дополнительного элемента вводятся игры, способствующие развитию произвольности: игры на внимание, игры с правилами, а также конструирование.
  • Коррекционная программа состояла из трех этапов.

Перед началом программы была создана мотивация на работу, создана атмосфера доверия, введена система поощрений и наказаний. На первом этапе дети и их родители знакомились между собой, налаживали детско-родительские отношения (вначале занятия проходили с участием родителей), отрабатывали базовые двигательные навыки. Выполнялись тонические и локомоторные упражнения такие как «бревнышко», «колобок», «солдатик», а также разли

чные виды ползания: по-пластунски, только при помощи рук, только при помощи ног.

Упражнение «колобок»: раскачивание во внутриутробной позе взад-вперед, влево-вправо.

Упражнение «солдатик»: перекатываться с живота на спину, вытянув руки вверх.

Упражнение «бревнышко»: перекатываться с живота на спину, плотно прижав руки к бокам.

Упражнение «гусеница»: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх. Ноги подтягиваются к рукам, затем руки продвигаются вперед, а ноги снова подтягиваются к рукам и т.д. Во время движения стопы и ладони не отрываются от пола.

Упражнение «лодочка»: лежа на животе поднять руки и ноги, затем лежа на спине.

Первый три упражнения оказывают влияние на вестибулярную систему, на формирование связи между проприоцептивными (положение тела в пространстве в целом и отдельных частей в частности) и перефирическими ощущениями; ползание развивает межполушарное взаимодействие. Упражнения «гусеница» и «лодочка» нормализует тонус.

Глазодвигательные упражнения, направленные на взаимодействие базовых сенсомоторных взаимодействий, выполнялись лежа.

На втором этапе в дополнение к основным упражнениям добавлялись растяжки и два вида ползания: из положения сидя с прямыми ногами и лежа на спине. Глазодвигательные упражнения выполнялись из положения сидя. Некоторые упражнения 2 этапа представлены ниже.

Упражнение «бабочка»: в положении сидя согнуть ноги, притянуть пятки к ягодицам и качать ногами.

Упражнение «яблочко»: из положения для упражнения «бабочка» вращаться со спины на бок в одну и другую сторону.

Упражнение «мельница»: ноги вытянуты и раздвинуты, нужно дотянуться рукой до мыска противоположной ноги.

На этой ступени вводились игры на релаксацию, а в качестве домашнего задания планировали свое внеурочное время совместно с родителями, а в конце дня анализировали, что удалось реализовать, а что нет.

Задача третьего этапа — разбить патологические синкинезии. Для этого используются различные виды ползания на четвереньках, направленные на разбивку движений рук и ног, например, перемещение одноименных рук и ног, а затем противоположных, боковые четвереньки, ползание на четвереньках с перекрещенными руками и др. После этого выполняются движения в разные стороны головы, руки, языка, например, рука, глаза, голова — направо, язык — налево.

Для развития произвольной деятельности использовались дополнительные игры с правилами и рисование планов.

На четвертом этапе продолжалось разбиение патологических синкинезий и формировались адекватные синергии. Глазодвигательные упражнения выполняются из положения стоя. Продолжалось планирование второй половины дня, часть детей могла уже самостоятельно без помощи родителей справляться с заданием.

Примеры упражнений четвертого этапа приведены ниже.

Упражнение «лягушка»: прыгать на корточках.

Подбрасывать и ловить теннисный мяч правой, левой рукой, двумя руками по очереди.

В результате регулярных занятий учителя отметили улучшение работоспособности, успеваемости, повышение уровня концентрации внимания, появились навыки самоконтроля: дети замечали свои ошибки и исправляли их. Таким образом методика сенсомоторной коррекции показала свою эффективность при работе с детьми, имеющими трудности саморегуляции, а особенно при работе с детьми с задержкой психического развития органического генеза. Особого успеха достигли те дети, чьи родители принимали активное участие в работе. Более подробно с программой коррекции можно ознакомится в читальном зале библиотеки или перейдя по ссылке http://www.psychlib.ru/mgppu/disers/SedovaEO/SKn-d-211.htm#n29

Литература

  1. Седова, Е.О. Коррекция нарушений формирования саморегуляции у младших школьников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015
  2. Седова, Е.О. Коррекция нарушений формирования саморегуляции у младших школьников : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015
  3. Седова Е.О. Применение методики сенсомоторной коррекции в работе с нарушениями формирования саморегуляции у младших школьников / Седова Е.О., Горячева Т.Г. // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — №2
  • Козлова Анна Андреевна 20.10.2017 13:56
    Очень интересные и полезные упражнения.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/215.html