Полина

26.02.2013 06:12

Социальная ситуации развития — главный компонент структуры возраста, характеризующий специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой.

Социальная ситуация развития ребенка старшего дошкольного возраста имеет свою специфику, в отличие от ребенка младшего и среднего дошкольного возраста у него растет не только стремление к самостоятельности, но и желание участвовать в жизни взрослых Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем ребенку необходимо активно участвовать в мире в взрослых, а не только созерцать.

Ведущая деятельность — деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. Обучение, впервые появляющееся на этапе дошкольном возраста, возникает в игре: ребенок-дошкольник начинает учиться, играя.

Основные новообразования старшего дошкольного возраста:

  1. развитие мотивационно-потребностной сферы;
  2. преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;
  3. развитие идеального плана;
  4. развитие произвольности действий.

Основные новообразования личностного развития дошкольника

  1. Соподчинение мотивов.
  2. Формирование этических оценок и представлений.
  3. Формирование самосознания.
  4. Произвольность повеления и возникновение воли как способности к управлению повелением.

Основные новообразования познавательного развития дошкольника

  1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие воображения.
  2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности.
  3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания.

Взаимодействие старшего дошкольника с взрослым.

Форма общения — это деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

Внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к 4 — 5 годам, свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы (например, "Где зимуют бабочки?"). Взрослый становится для дошкольника главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Взрослому необходимо разговаривать с ребенком, рассказывать о том, чего сам дошкольник не знает, не видел, расширять его представление.

Не смотря на то, что ребенка в старшем дошкольном возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого, эти ответы не должны искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы (например, можно ответить, что бабочки улетают в теплые страны). Кроме того, вопросы не должны оставаться без ответа, ребенку в этом возрасте необходимо серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.

В старшем дошкольном возрасте появляется потребность в уважении, необходимо, чтобы взрослый не просто заметил, но и похвалил действия ребенка, ответил на вопросы. Если взрослый слишком часто делает замечания или постоянно подчеркивает неспособность ребенка к какому-либо занятию, у ребенка пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-либо занятию — это поощрение его успехов, поддержка его действий.

Внимание старших дошкольников привлекают события, связанные с отношениями людей. Нормы поведения начинают интересовать их куда больше, чем жизнь животных или явления природы.

В шесть-семь лет ребенку очень важно понять требования взрослого и сверить их со своими представлениями, дети предпочитают общаться со взрослыми на личностные темы. Общность своих взглядов и оценок с мнением взрослого является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно. Так возникает самая сложная и высшая форма общения в дошкольном возрасте — внеситуативно-личностная.

Типичные трудности в общении с старшими дошкольниками

При всем разнообразии проблем с которыми сталкиваются взрослые при общении с дошкольниками, можно выделить две основные — трудности, связанные с повышенной импульсивностью (гиперактивностью) и трудности, связанные с заторможенностью (пассивностью) детей.

Для гиперактивных детей характерна повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Такие дети охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес. Таким детям сложно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, слушать объяснения взрослого.

Основная проблема здесь заключается в неразвитой произвольности, т.е. в неспособности сдерживать свои непосредственные, ситуационные желания.

Заторможенные (пассивные) дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Такие дети не нарушают дисциплины и покорно выполняют поручения взрослого, но такая покорность должна настораживать. Общение ребенка со взрослым сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка.

Не смотря на то, что такие дети не приносят особого беспокойства, их зависимое поведение может говорить о неразвитости мотивационной сферы.

Возрастной кризис

Кризисом старшего дошкольного возраста является кризис семи лет. Кризис семи лет всегда сопровождается потерей непосредственности поведения, а также с неустойчивостью, непоследовательность эмоций и беспричинной сменой настроения. В этот период возникают трудности в отношениях ребенка со и взрослыми. Ребенок не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Наблюдается непослушание, споры с окружающими и возражения по всяким поводам. В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение, пробуют взять на себя новые обязанности, в привычной ситуации пытаются нарушить выполнявшиеся ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.

Список литературы:

  1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004.
  2. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
  4. Эльконин Д. Б. Детская психология — М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  5. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах — М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Яркина Наталья Владимировна 25.04.2013 23:51
    Данная работа затронула очень важные аспекты развития ребёнка. Многим родителям будет полезна информация опубликованная в данной работе. Ведь большинство из них из-за незнания причины того или иного поведения ребёнка делают не правильные выводи, а в следствии и действия. В данной работе хорошо описаны основные трудности общения с детьми такого возраста.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Михалина Софья Евгеньевна 26.04.2013 13:27
    Голикова Софья Евгеньевна

    Я полностью согласно со всем, что написано в этой статье. В частности с тем, что ребенку необходимо активно учасвовать в мире взрослых, а не только созерцать. Т.к. в этом возрасте он уже осознает и чувствует себя взрослее и разумнее. а если не давать ему взаимодействовать и помогать взрослым, то возможно он разочаруется в себе и не будет развивать свои способности.
    Я так же считаю, что в период возрастного кризиса у ребенка подходит время осознания себя более взрослым и более самостоятельным. Он считает, что все знает и все может! И поэтому часто происходят небольшие конфликты, а точнее споры с родителями, т.к. не все понимают, что в этом возрасте надо дать ребенку действительно болье самостоятельности.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Бекшенева Александр Вадимовна 26.04.2013 14:25
    По моему мнению, данная статья затрагивает наиважнейшие аспекты в развитии ребенка, особенно старшего дошкольного возраста и его отношения к миру взрослых. Также считаю,что эта статья будет полезна не только родителям, но и педагогам...
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Харитонов Александр Борисович 21.06.2013 15:51
    Я разделяю мнение автора этой статьи, мне кажется, что такие проблемы существуют, и было бы полезно узнавать о них воспитателем, преподователям, и самое главное самим родителям.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Шарипов Александр Сергеевич 21.06.2013 19:14
    Данная тема актуальна в наше время! Я считаю, что ее нужно развивать все глубже и глубже!!!
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Куликова Елизавета Алексеевна 25.06.2013 06:00
    Спасибо огромное, очень информативная статья! Конфликты детей и родителей всегда важная и актуальная тема.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://www.psychlib.ru/otherdocs/guide/140.html