Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

27.04.2021 10:00

Добрый день, дорогие читатели!

С приходом цифровых технологий в нашу жизнь возникли вопросы о диагностике новых видов аддиктивного поведения, связанного с компьютерными играми, Интернетом и смартфонами. Четкая классификация зависимостей в данном контексте может стать удобным инструментом, позволяющим быстрее понять истинную причину аддикции. Подробнее об этом в статье международного коллектива авторов: «Как преодолеть таксономическую проблему в изучении расстройств, связанных с использованием Интернета, и что делать с «зависимостью от смартфона»?» (How to overcome taxonomical problems in the study of Internet use disorders and what to do with "smartphone addiction"?).

По данным авторов в мире насчитывается около 3,3 миллиардов пользователей смартфонов [3]. Это означает, что каждый третий житель планеты обладает мобильным доступом к сети Интернет. Без сомнений, технологии проникают в каждый аспект нашей жизни, особенно в условиях текущей пандемии, когда в отдельных случаях вся социальная и профессиональная жизнь перешла в онлайн. Но кроме удобств существуют также риски, среди которых можно выделить в том числе личностные и психопатологические факторы. Например, лишь одно присутствие телефона на рабочем столе может быть достаточным раздражителем, чтобы снижать концентрацию и продуктивность [3].

Говоря о систематизации и зависимостях, авторы не могли не упомянуть 11-й пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11), в котором появилось игровое расстройство (6С51 Gaming disorder, не следует путать с 6C50 Gambling disorder — зависимость от азартных игр [4]) в подразделе расстройств аддиктивного поведения. Исследователи не делают акцента на диагностических критериях, все еще обсуждаемых в научной среде [3; ср. 1; 2], уделяя большее внимание вопросу классификации. Так, набирающие популярность исследования расстройств, связанных с использованием Интернета (Internet Use Disorder (IUD)), а также расстройств, связанных с использованием смартфонов (Smartphone Use Disorder (SmUD)), не нашли полноценного отражения в МКБ-11, где данные феномены представлены лишь в виде аспектов упомянутых выше аддикций: преимущественно онлайн (predominantly online) и преимущественно оффлайн (predominantly online).

Однако, само определение расстройств, ставших предметом исследования, представляет некоторую проблему. Во-первых, сложно представить, что зависимость возникает непосредственно от использования Интернета (Internet addiction) или смартфона (smartphone addiction), поэтому авторы предпочитают термины IUD и SmUD. Во-вторых, цель и мотив использования данных технологий могут быть различными, в связи с чем необходимо выделять множество видов деятельности, положенных в основу расстройств: в частности, современные исследования, приводимые в статье, определяют кроме упомянутых игрового (Gaming) и азартного (Gambling) также связанные с шопингом (Buying-Shopping), просмотром порнографии (Pornography Use), коммуникацией или социальными сетями (Internet Communication/Social Networks Use) и прочие (Other Internet Use) расстройства [3].

В то же время, отмечают авторы, важно разделять мобильное (predominantly mobile): осуществляемое при помощи смартфонов, планшетов, смарт-часов; и стационарное (predominantly non-mobile): через персональные компьютеры и ноутбуки; использование технологий. Учет этого контекста в особенности важен при разработке стандартизованных опросников для достижения наибольшей валидности [3]. Таким образом, Интернет выступает по отношению к видам деятельности как родовое понятие, а тип устройства для осуществления доступа — как видовое: в качестве иллюстрации приводится следующая схема (рис. 1).


Рис. 1. Классификация расстройств, связанных с использованием Интернета (пер.) [3, с. 910]

Авторы считают важным отметить, что не следует чрезмерно патологизировать повседневную жизнь и искать аддикции там, где их нет. Интернет не является сам по себе хорошим или плохим — это всего лишь инструмент. Определение элементов его использования (устройства, приложения, ситуации применение) поможет лучше понять нашу психику и оценить ее благополучие.

    Литература:
  1. Коротков Н. В. Видеоигры как ресурс личностного развития: Аргументы за и против / Н. В. Коротков // Медицинское образование сегодня. — 2020. — № 1 (9). — С. 25—33.
  2. Кочетков Н. В. О диагностике зависимости от онлайн-игр / Н. В. Кочетков // Science time — 2015. — № 1 (13). — С. 254—256.
  3. How to overcome taxonomical problems in the study of Internet use disorders and what to do with "smartphone addiction"? / C. Montag, E. Wegmann, R. Sariyska, Z. Demetrovics et al. // Journal of Behavioral Addictions. — 2020. — Vol. 9, No. 4. — P. 908—914.
  4. ICD-11 [Электронный ресурс]: International classification of diseases 11th revision / World Health Organization. — Version 2020, sept. — URL: https://icd.who.int/en (дата обращения: 27.04.2021).

  • Евгения Р. 03.06.2021 14:05
    Есть ещё зависимость мозга от быстрых задач. Тыкнул в экран, посмотрел сторис - задача решена, гормоны удовольствия при деле.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/249.html