Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

17.11.2020 18:00

Доброго времени суток!

Продолжаем разговор о Зигмунде Фрейде. На этот раз я подробнее остановлюсь на его методе толкования сновидений, изложенной в одноименной книге, а также затрону современные исследования сна и то, как они связаны с исходным взглядом Фрейда на психологию, который, даже будучи подвергнутым критике со стороны самого Фрейда, представляет особый интерес для исследователей.

Монография «Толкование сновидений» впервые увидела свет на рубеже столетий в 1900 году и с тех пор не перестает привлекать к себе внимание читателей и вызывать споры среди ученых. Идеи неосознаваемых мыслей встречаются у Фрейда и в более ранних работах (и в целом не новы для психологии того времени), однако именно в «Толковании сновидений» они оформились в представление об области бессознательного, а также заложили основы для развития концепции эдипова комплекса. Кроме собственно содержания положений психоанализа эта книга интересна еще тем, что представляет собой интересный материал для истории психологии: претерпев восемь изданий, она отражает эволюцию психодинамической теории. Так, в англоязычном «Стандартном издании всех психологических сочинений Зигмунда Фрейда» (The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud) том 3 содержит репринт 1-го издания, а все дополнения и исправления Фрейда даны в томе 4 [3, vol. 3-4]. На русском языке из наиболее полных изданий стоит отметить однотомник «Толкования сновидений» со всеми предисловиями, написанными Фрейдом, и его комментариями по ходу и в конце текста [2].

Фрейд выделял в сновидении две движущих силы: бессознательное, стремящееся воплотиться и стать явным сознанию, и цензуру, противостоящую этому. По сути сновидения являются галлюцинаторным исполнением вытесненных желаний, которым не суждено сбыться днем вследствие защитного механизма, поэтому они находят реализацию во сне. Однако неприкрытое, хотя и мнимое их исполнение может возбудить человека до такой степени, что он проснется в попытке его осуществить, из чего следует, что главной функцией сновидения является оберегание сна. Зачем же нам нужен сон? Фрейд считает, что для отдыха, и это очевидное предположение с некоторыми дополнениями находит подтверждение в современных исследования [4], но об этом чуть позже.

Таким образом, Фрейд разделяет сновидение на явное, доступное нашему сознанию после цензурирования истинного содержания, и скрытое, которого состоит как из переживаний прошедшего дня, так и глубинных желаний. Днем их осуществлению препятствует та же цензура (позже Фрейд назовет ее Супер-Эго или Сверх-Я) через различные защитные механизмы, но ночью, во время сна, когда физически человек не способен воплотить их в реальность, ее действие ослабевает, но не до конца: остаются два механизма. Первый — сгущение, смешение множества образов в одном или же полное их подавление. Второй — смещение, замена одного элемента другим, как бы иносказательным. Позднее Фрейд дополнит этот процесс предшествующей стадией превращения мыслей в образы — своеобразного кодирования конкретных и абстрактных понятиях их визуальным представлением, и завершающей вторичной обработкой, связывающей разрозненные элементы в единую картину.

Кроме метода свободных ассоциаций, изначально предложенных Зигмундом Фрейдом для анализа сновидений, в более поздних изданиях он принимает позицию Вильгельма Штекеля, что возможно толкование на основе символов носящих если не общечеловечески, то по меньшей мере универсальный для общества, устойчивый характер. В качестве красивой иллюстрации этого положения и всего произведения в целом могу посоветовать документальный советско-австрийский фильм «Толкование сновидений» (режиссер Андрей Загданский, 1990 год).

Интересным развитием психодинамической теории, на мой взгляд, является нейропсихоанализ — синтез достижений нейронауки и классического психоанализа. Подобное единений кажется противоречивым лишь на первый взгляд. Как я упоминал еще в прошлой заметке, путь Фрейда начался с изучения неврологии, что наложило отпечаток на все его дальнейшие работы. В тот же год, когда была начата работа над «Толкованием», т. е. в 1895, Фрейд в переписке с Вильгельмом Флиссом выдвигает концепт новой психологии, построенной на естественнонаучной основе, о чем он пишет в произведении, которое не было опубликовано при его жизни вследствие быстрого разочарования в этой идее. В 1950 году с разрешения Анны Фрейд черновик был издан под названием Project for a Scientific Psychology [3, vol. 1, pp. 347-445], на русский его перевели как «Набросок психологии» [1]. По иронии судьбы развитие именно этой мысли Зигмунда Фрейда сейчас оказывается наиболее перспективным.

Однако любая теория будет неполной без критики. Фрейд писал, что «толкование сновидений — это королевский путь к познанию подсознательных процессов сознания». [2], но так ли это? Как учит нас Евклид, в науке нет царского пути, и современные исследования показывают, что с изучением бессознательного через интерпретацию сновидений не все так однозначно.

В статье The New Neuropsychology of Sleep: Implications for PsychoanalysisНовая нейропсихология сна: Последствия для психоанализа») [4] Джон Аллан Хобсон (J. Allan Hobson), профессор психиатрии в Гарвардской медицинской школе, один из ведущих исследователей в области психофизиологии сна утверждает, что хотя сновидения и несут в себе психологическую составляющую, во многом прямо противоположны тому, что писал Фрейд. Автор придерживается интегрального подхода к решению психофизиологической проблемы, рассматривая единство психики и ЦНС как систему «мозг-разум» (brain-mind), наследуя ранним идеям Фрейд о новой психологии, о которых говорилось выше.

Среди функций сна кроме отдыха Хобсон выделяет в первую очередь процесс обслуживания и консолидации памяти. Известно, что количественно уровень активности головного мозга во время фазы быстрого сна (быстрого движения глаз, REM) не отличается от такового в период бодрствования, и значительно выше, чем при глубоком сне. Однако, отмечает Хобсон, наблюдаются качественные отличия. Так при REM-сне корковый контроль сверху вниз (top-down cortical control) заменяется активацией снизу вверх (bottom-up [phasic auto]activation) за счет понто-геникуло-затылочных (PGO) волн, сопровождаемых активностью в мосте, лимбической системе и зрительной коре. Это во многом объясняет свойственные сновидениям признаки: моторные галлюцинации, яркие эмоции, странность познавательных процессов (bizarreness of cognition) и потерю памяти по пробуждении, т. е. незапоминание содержания сна. Последнее должно входить в противоречие с консолидацией памяти, но этого не происходит, так как во время сна усиливаются только ранее приобретенные воспоминания, а не возникшие во сне образы, запоминание которых, наоборот, ингибируется, чтобы не вносить в этот процесс помехи.

Что же тогда остается от учения Фрейда? Хобсон утверждает, что немного. По его мнению, рассмотрению в диагностических целях подлежат лишь эмоции (представленные в основном тревогой), но непосредственно, без всякой трактовки. А вот сюжет сновидения и образы, судя по всему, являются лишь их следствием, побочным эффектом активации соответствующих отделов головного мозга. Также Хобсон считает, что быстрый сон — особое состояние сознания, где основными являются эмоциональные процессы, опосредованные не речью, но визуальными образами, из чего следует закономерный вопрос об изучении высших психических функций в состоянии сна. Автор заключает, что в свете последних открытий психоанализ нуждается не в дополнении (revision), а в полном пересмотре (complete overhaul).

На столь жесткую критику свой комментарий в качестве послесловия к рассмотренной статье оставляет Марк Солмс (Mark Solms), член Британского психоаналитического общества. Его возражения выстраиваются вокруг двух тезисов: субъективное восприятие сновидения не сводится к объективно наблюдаемому механизму сна, а, следовательно, психофизиологическая проблема не снимается, и Фрейд утверждал, что во время сна происходит некий психический процесс, таким образом, рассуждения Хобсона нельзя рассматривать как полное опровержение основных положений психоанализа.

В заключение хочу сказать, что моей целью было не доказательство или опровержение чьей-либо точки зрения (оставим эту прерогативу научным трудам), но желание показать динамичность знания и его непрерывное развитие. Процесс поиска истины бесконечен, а абсолютная истина кажется недостижимой.

    Литература:
  1. Фрейд З. Набросок психологии = Entwurf einer Psychologie / З. Фрейд, пер. с нем. М.М. Бочкаревой. — Ижевск: ERGO, 2016. — XXVI, 190 с. — («Критически-историческое исследовательское издание»).
  2. Фрейд З. Толкование сновидений = The Interpretation of Dreams: Полное издание / З. Фрейд, пер. на рус. изд-во Питер. — СПб.: Питер, 2018. — 576 с. — («Мастера психологии»).
  3. Freud S. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud: Translated from the German under the General Editorship of James Strachey. In collaboration with Anna Freud. Assisted by Alix Strachey and Alan Tyson: 24 volumes / S. Freud, Edited by J. Strachey, A. Freud et al. — London: Vintage, 1999.
  4. Hobson J.A. The New Neuropsychology of Sleep: Implications for Psychoanalysis / J.A. Hobson // Neuropsychoanalysis. — 1999. — Vol. 1, No. 2. — PP. 157-183.

  • Туманов Михаил 07.12.2020 17:02
    Спасибо за статью. Было очень интересно посмотреть, как переплетаются психоаналитические воззрения с результатами исследований. Есть сведения о том, что сами психоаналитики пробовали проводить исследования, но они встречались с методологическими трудностями (скорее всего потому что психоанализ сильно ориентирован на практику). Было бы интересно поразмышлять, как различаются образы мышления психолога-практика и психолога-исследователя
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
    • Николай 08.12.2020 10:56
      Михаил, спасибо за ваши отзывы и те идеи, которыми вы в них делитесь. Это действительно интересно — рассмотреть образы мышления специалистов с разными подходами.
      СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/241.html