Екатерина

20.08.2018 11:32

Психолог, сказкотерапевт Светлана Владимировна Пришедько в статье «Сказки – сновидения мира» размышляет о том, что общего между сном и сказкой. Один из методов консультативной работы Светланы Владимировны – работа со снами клиентов. Кроме того, Светлана Владимировна ведет семинары на тему расшифровки снов. Материалы статьи были представлены на Девятом Международном сказкотерапевтическом фестивале, который проходил в 2017 году в нашем университете. Итак, что же общего с точки зрения психолога между сновидением и сказкой?

Во-первых, это «нереальное развитие сюжета с использованием почти реальных предметов и персонажей» [1].

Во-вторых, есть сходство в структуре сказки и в развитии процесса сна. Структура сказки состоит из 4-х основных частей: зачина (знакомство с пространством, где живет герой); завязка (появление проблемы), содержание сказки (решение проблемы, борьба между добром и злом), окончание. Процесс сна начинается со стадии дремоты, за которой следует появление первых образов сновидений, в фазе быстрого сна учащается сердцебиение и дыхание, как будто человек борется, далее человек переходит к следующему периоду сна. Как мы видим, первая часть сказки – зачин перекликается с такой стадией сна как дремота, а содержание сказки – с периодом быстрого сна.

В-третьих, во сне человек не осознает, что он спит и воспринимает происходящее как реальность, герой сказки также «живет» в реальном для него мире.

И, в-четвертых, самое главное, что объединяет сон и сказку – это ресурсы и послания, которые они несут.

Человек состоит из Большого и Маленького индивидуального Я. Большое Я включает знания всех наших предков, оно обуславливает наши реакции, привычки, жизненные события, на которые мы обращаем внимание. Так как доступ к ним закрыт в силу социальных запретов, то именно в сказках, ярких сновидениях, привычных движениях тела, неожиданных фразах проявляется Большое Я. «Но если что-то существует, то оно обязательно проявит себя» [1]. Чтобы добраться до ресурса и сна, и сказки, нужно расшифровать послания. Сны нас предупреждают о значимых событиях, пока еще не проявленных болезнях: «...мы всегда получаем предупреждения и способы разрешения подобных ситуаций» [1]. Вскрытие послания Арнольд Минделл называл работой со сновидящим телом. Аналогично снам в сказках также закодирована информация, которую нужно расшифровать. С точки зрения сказкотерапевтов в одной сказке может быть зашифровано несколько посланий.

«Так же, как Кощей или баба Яга позволяют герою раскрыть свою силу, так и фигуры из кошмаров помогают сновидцу осознать свои опасения и страхи и, приняв их, получить доступ к той энергии, которая оказалась заблокированной исходя из каких-либо жизненных убеждений. Как известно, энергия не может быть плохой или хорошей, но в состоянии табу на доступ к ней она застаивается и принимает пугающие формы» [1]. В результате блокировки человеку и снится кошмар. Один из способов работы с кошмаром – побеседовать с ним. Ведя с ним диалог, человек получает доступ к вытесненной силе.

По аналогии с методом сказкотерапии работать со сном можно через написание историй. Человек придумывает историю на основе сна, который его затронул, беспокоит, произвел сильное впечатление. Создавая историю, человек мягко обходит установки, запреты и «начинает сновидеть в истории свои личные процессы, проблемы, тенденции» [1]. Выявленный ресурс нужно отзеркалить в буднюю жизнь, то есть осознать, где она проявляется в повседневности. Аналогично сочиняя сказку на основе жизненной проблемы человек через метафорические образы пишет ее решение.

Таким образом, сходство сна и сказки автор видит в ресурсах и посланиях, которые в них заключены, и в методах работы с ними. «Сны, как и сказки, показывают нам возможные варианты развития событий...». Сказка, пишет автор, это тоже сновидение, сновидение народа, территории, мира.

Литература:

  1. Пришедько С.В. Сказки – сновидения мира // Девятый Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказки психологов» : Сборник статей и материалов / научный редактор И.В. Вачков. – Москва : Центр практической психологии образования, 2017. – C. 28–30.
  2. Минделл А. Работа со сновидящим телом // Московский психотерапевтический журнал. – 1993. – №4. - С. 63-101.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://www.psychlib.ru/otherdocs/guide/224.html