Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

20.12.2016 08:56

8 декабря во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино прошел семинар на тему «Внедрение инклюзивного образования в вузах и роль научных библиотек в этом процессе: законодательные аспекты, методология, практика, технологии, опыт взаимодействия с электронными образовательными ресурсами». Семинар был проведен с участием компании «Ай Пи Эр Медиа» (ЭБС IPRbooks и Библиокомплектатор).

Семинар начался с приветственного слова генерального директора ВГБИЛ Вадима Дуды, пожелавшего участникам семинара эффективной работы.

К. А. Лапшин, кандидат экономических наук, доцент, разработчик ГОСТа 52872-2012 прочитал доклады по темам «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» и «Особенности использования ГОСТа 52872-2012 в электронных образовательных ресурсах».

К. А. Лапшин осветил особенности использования стандарта в электронных образовательных системах, а также рассказал о том, что доступно незрячим пользователям интернета и с какими трудностями они встречаются.

К.А. Лапшин рассказал о рекомендациях к разработке сайтов в соответствии с требованиями ГОСТа 52872-2012. Однако он подчеркнул, что специальные версии сайтов для слепых и слабовидящих создавать не обязательно. Дизайн должен удовлетворять требования зрячих пользователей, а информацию делать более доступной для незрячих людей.

Вся информация в тестовых форматах доступна для незрячих людей. Специальные звуковые программы озвучивают информацию. Но если информация представлена в графическом виде (картиночный PDF, фотографии, рисунки, диаграммы), то программа не может ее «прочитать», для этого необходимо делать комментарий к рисунку. Вторая трудность заключается в том, что периодически пользователи сталкиваются с задачей ввести код, чтобы подтвердить, что это живой человек, а не робот.

На данный момент идут разработки программ, способных считывать картинку, но это трудоемкий процесс, который займет ещё 5-7 лет. С точки зрения лектора, суть таких программ будет заключаться в том, что будет создана огромная база образов, сверяясь с которыми программа будет озвучивать картинку.

Коротков И. В., проректор по учебной работе ОУ ВО «Академия труда и социальных отношений», эксперт Рособрнадзора прочитал доклад по теме «Инклюзивное образование в ВУЗе: постановка проблемы. Вклад научных библиотек в процесс инклюзивного образования». Лектор озвучил требования Рособрнадзора при проверке образовательных организаций и проблемы, с которыми сталкивается ВУЗ.

Светлана Курносова рассказала об опыте инклюзивного образования в Челябинском государственном университете. ВУЗ выпустил 380 студентов с ограниченными возможностями, из них 70% трудоустроены. На сегодняшний день обучаются 84 инвалида, из них 32 по зрению, среди которых 1 тотально незрячий. 31 студент обучается по квоте, остальные прошли либо по конкурсу, либо обучаются по договору.

Просветительскую работу в сфере инклюзивного образования студентов ведут:

— Ялтинский университет, в котором проходят курсы повышения квалификации по обучению инвалидов;

— Вяткинский университет, в котором также проходят курсы повышения квалификации.

— Московский государственный технический университет им. Баумана также имеет огромный опыт обучения инвалидов.

Светлана Курносова озвучила важную задачу образовательной организации, а именно доступ к электронным ресурсам. Решить задачу помогают адаптивные технологии — совокупность специальных технических средств, которые компенсируют ограничения, например, тифлотехнические, усиливающие остаточный слух, программы, переводящие текст в брайлевский шрифт.

Н. Ю. Иванова, директор ООО «Ай Пи Эр», прочитала доклад на тему «Адаптивные технологии компании «Ай Пи Эр Медиа» — в поддержку внедрения инклюзивного образования в вузах». «Ай Пи Эр» занимается разработкой адаптивных программ и приложений. Специальный ридер для чтения, разработанный «Ай Пи Эр» и запатентованный, позволяет увеличивать масштаб до 300% без потери качества изображения. Кроме того компания озвучивает художественную и учебную литературу, соблюдая авторское право. Готовится к выпуску специальное приложение для мобильных устройств, которое будет помогать находить издания с помощью голосовых команд. Найденные книги будут озвучены встроенным синтезатором речи.

В завершении семинара для слушателей была проведена обзорная экскурсия по библиотеке иностранной литературы, на которой была рассказана история создания библиотеки. Слушатели посетили Американский, Японский, Французский центры культуры. В центрах читателей и гостей библиотеки бесплатно обучают языкам, учат танцам, показывают фильмы, проводят лекции, учат делать оригами и др. Подробнее о деятельности библиотеки иностранной литературы можно узнать на сайте http://libfl.ru/.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/205.html