Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

01.11.2016 09:39

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Вашему вниманию хочу предоставить психологическую комедию «3 идиота» (2009) индийского режиссера Раджкумара Хирани.

Фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что длится он около трех часов. В картине несколько сюжетных линий: любовь, дружба, наука, образование, поиск своего предназначения, и все это разбавлено отличным юмором, красивыми картинами индийской природы, музыкальным рядом, и, наверное, поэтому фильм очень легкий и оставляет только положительные эмоции.

Фильм мотивирует на поиск своего предназначения, заставляет задуматься над вопросами: а чем в жизни я хочу заниматься? чего хочет моя душа? занимаюсь ли я по жизни тем, чем нравится, или угождаю своему ближайшему окружению? Стимулирует сделать шаг навстречу своей мечте.

Главный герой фильма Ранччодас, или сокращенно Ранчо, поступает в элитный императорский колледж, где учится на инженера. С первых минут фильма герой выделяется неординарным умом, способностью противостоять системе, думать, задавать вопросы и давать на них ответы. «Все мы поступили в колледж ради диплома. Без диплома не было бы работы, без диплома ни один бы отец не отдал бы за нас свою дочь… Но он пришел учиться не ради диплома, он пришел учиться, чтобы получать знания. Ранчоддас. Его отношение к жизни было таким же уникальным как и его имя», — так описывает главного героя его сокурсник Фархан, от лица которого ведется рассказ. Ранчоддас учит своих сокурсников следовать голосу своего сердца и иметь смелость реализовать свои мечты. Благодаря ему люди нашли свое призвание, свою любовь, сумели противостоять давлению и обрести радость жизни. Но никто из его близких друзей не знает, кто он на самом деле и почему пришел сюда учиться. Тайна открывается зрителю только в конце фильма.

В фильме затрагиваются и проблемы образования. Ранчо критикует систему образования колледжа, которая ориентирована на запоминание и не учит студентов думать. Тут мы находим параллель с идеями Эльконина Д. Б. и Давыдова В. В., которые критиковали традиционную систему образования именно за это. В одном из эпизодов фильма Ранчо приходит в кабинет директора и обвиняет его в смерти сокурсника. Директор оказывал давление на студента и последний не выдержал напряжения и бросился с крыши. В этом же эпизоде Ранчо критикует и систему образования: «За что первое место? За что? В этих стенах не идет речь о новых идеях, инновациях, все говорят только об оценках, ну а еще о работе в США. Мы не получаем здесь знаний. Здесь учатся только ради хороших оценок». Раздраженный директор берет за руку Ранчо и приводит его в класс, чтобы тот показал, как нужно вести урок. Сначала Ранчо теряется, но в скором времени собирается с мыслями и начинает проводить урок. Он берет учебник и выписывает из него термины на доске: FARHANITRATE/PRERAJULISATION. Он дает задание студентам за 30 секунд найти значение терминов, поясняя, что это задание ясно покажет, кто первый, а кто последний в этом классе. Все студенты и директор в том числе боятся показать себя с худшей стороны; они нервно ищут значение терминов в учебниках, тетрадях. Никто не находит пояснение терминов. И не нашел бы даже сидя над учебником сутки, потому что таких терминов просто не существует. Это были имена его друзей, Фархана и Ражду, дополненные слогами в начале и конце так, что получились слова, похожие на научные термины. Эта сцена хорошо иллюстрирует систему образования, нацеленную на оценивание, а не на развитие мышления. Ранчоддас спрашивает студентов: «Ну что? Ответа ни у кого нет? А теперь потратьте одну минуту вашей жизни на то, чтобы подумать. Когда я задавал этот вопрос, кто-нибудь подумал, что сегодня мы узнаем что-то новое? Кто-нибудь? Вы, сэр? Никто. Вы устроили состязание. Какая вам польза от того, что вы это найдете первым? Вы улучшите знания? Нет. Вы только загрузите мозг. Льва в цирке тоже учат прыгать со стула на стул хлыстом дрессировщика. Но лев всего лишь дрессированный, но не образованный».

Ранчоддас призывает людей найти любимое дело и работать из-за любви к делу, а не ради денег, карьеры, успеха. Он объясняет своему другу, Фархану, двоечнику, самому отстающему на курсе, что он, т. е. Ранчо, самый лучший в потоке, потому что он любит машины (а как мы знаем, ребята учились в инженерном колледже), а страсть Фархана лежит в другой плоскости — художественной фотографии. У него был талант делать прекрасные снимки, но его родители были против того, чтобы он стал фотографом. То есть он учится плохо, потому что не любит инженерное дело, это не его призвание.

С моей точки зрения, фильм может стать вспомогательным инструментом при консультировании клиентов, который находится в поиске своего дела или при консультировании старших школьников, выбирающих профессию. Фильм может стать той основой, на которой будет базироваться беседа.

Кстати, актер, играющий главную роль, Амир Кхан, является режиссером и одним из главных героем фильма «Звездочки на земле», анонс которого выходил ранее в блоге. Похоже, режиссер не равнодушен к проблемам образования. Приятного просмотра!

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/204.html